Шри Чинмой
Мир медитации. Медитация — Обязанность Бога, красота человека

Вопрос: Какую пользу можно получить от медитации?

Шри Чинмой: Каждый должен исполнить себя или сегодня, или завтра. Почему? Если мы неисполнены, мы неудовлетворены. Каждый хочет быть исполненным, каждый хочет счастья. Без счастья мы не можем оставаться на земле. Даже если человек богат, мульмиллионер, он несчастен, потому что деньги не приносят ему удовлетворения или счастья. Без счастья он жалкий. Почему мы хотим быть счастливыми? Мы хотим исполненности.

Может ли человек быть вечно счастливым? Имея тысячи долларов, человек, возможно, станет счастливым на пять минут или на день, или на несколько месяцев. Потом он становится обычным нищим, потому что его внутренняя жизнь — бесплодная пустыня. Вечное счастье — то, чего он хочет и в чем нуждается. Это вечное счастье он может получить только из медитации. Медитация — настоящая душа Бога, и в то же время настоящее сердце человека. Сердце здесь — не физический орган. Оно — это часть нас, которая отождествляется с другими. Сердце означает отождествление, отождествление с Истиной и Светом. Во время медитации устремленное сердце может отождествляться с Истиной, Светом и Красотой, с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием. Но это отождествление несовершенно, наше неделимое единство с Божественностью несовершенно. Отождествление — это одно, а исполненность — нечто другое. Это отождествление должно быть проявлено здесь, на земле, и такова цель души. Медитация — душа Бога, медитация — сердце человека. Устремленный человек становится сердцем, осознавший человек является душой.

Медитируя, что мы на самом деле делаем? Во-первых, мы входим в свое высшее «Я». Затем высшее «Я» встречается с низшим «я» для его преобразования. Высшее «Я» должно быть осознано, низшее «я» должно быть преобразовано. Медитируя, мы входим в Высшее для осознания Брахмана. Затем мы входим в низшее для преобразования своей природы.

Медитация может предложить нам два процесса: самоконтроль и самопреобразование. Эти два процесса идут вместе. Когда мы медитируем, тут же появляется самоконтроль, а когда есть самоконтроль, мы замечаем, что не можем лелеять безобразные или небожественные мысли, мы больше не можем оставаться в невежестве. В это время мы наблюдаем, как происходит преобразование. Медитация постоянно приносит нам дух самопреобразования. Много лет назад мы вели растительную жизнь, затем — животную жизнь. Сейчас мы живем человеческой жизнью и непременно придем к божественной жизни. Это самопреобразование должно происходить через внутреннюю медитацию. Если медитировать неосознанно, для достижения Цели требуется долгое время. Только находясь на человеческой стадии, мы начинаем медитировать сознательно. Медитируя сознательно, мы совершаем скорейший прогресс.

Без медитации ни один человек не способен обрести неделимое единство с Богом. Если мы хотим хоть немного настоящего покоя, настоящей радости, настоящей любви, мы должны медитировать. Так называемый покой, который мы чувствуем в повседневной жизни, это пять минут покоя после десяти часов беспокойств, волнений и разочарований. Но это вовсе не покой. Мы во власти окружающих нас обезьян — зависти, страха, сомнения, волнения, беспокойства и отчаяния. Обезьяны берут передышку на несколько минут, и тогда мы говорим, что наслаждаемся покоем. Но нет, это всего лишь обезьяны устали кусать нас. В следующий момент все негативные силы-обезьяны нападут на нас снова.

Мы обретаем божественный покой через медитацию. Даже если медитировать пятнадцать минут и получить всего одну минуту покоя, но прочного покоя, эта минута покоя распространится на весь день. Если мы медитировали в шесть утра, вечером все еще будет чувствоваться внутренний покой, внутренняя радость, внутренний свет. Сила, которая приходит из медитации, очень прочна, и она сохраняется определенное время. Когда достигаешь медитации высшего порядка, обретаешь по-настоящему постоянный покой, свет и восторг. Нам нужна медитация, потому что мы хотим превращаться в свет и исполнять себя в свете и через свет. Если это наш выбор, если это наше устремление, если это наша жажда, тогда медитация — единственный путь.