Шри Чинмой

Медитация: Бог говорит, я слушаю

Медитация: Бег человечества и Милость Божественности. Часть 2

Вопрос: Каково различие между молитвой и медитацией? Различие между молитвой и медитацией таково: молитва – это нечто абсолютно интенсивное и взлетающее вверх, тогда как медитация – широкое и безбрежное, расширяющееся в конечном счете в Бесконечное. В молитве чувствуешь вибрации от стоп до макушки головы. Все существо молится, взывает, направлено вверх. Медитируя, бросаешься в бескрайнее пространство, в море Покоя, море Восторга, в Бесконечность, либо притягиваешь бесконечный Простор войти внутрь себя.

В молитве чувствуешь свое существование целенаправленным пламенем, взмывающим ввысь. Сама природа молитвы – достичь Бога восхождением. Все твое существо стремится вверх как пламя. Даже если молишься Богу о человечестве, чувствуешь, что поднимаешься вверх благодаря самой природе молитвы. Молитва интенсивная и пылкая. Но медитация простирается, она по сути – прямое расширение. Медитация, подобно крыльям птицы, всегда распространяется, расширяясь в Покой, Свет и Восторг. Когда медитируешь, видишь, чувствуешь целую вселенную Света и Восторга и превращаешься в нее.

В молитве всегда присутствует неуловимое желание или стремление. Мы молимся, чтобы стать хорошими или обрести что-то божественное, чего у нас нет, или быть свободными от страха, зависти, сомнения и так далее. Присутствует чувство, что ты – божественный нищий. Мы молимся, потому что нуждаемся в чем-то. Даже если мы молимся о Покое, Свете и Блаженстве, все равно остается некое чувство требования. Иногда есть личностное чувство «ты – мне, а я – тебе», и молитва приобретает такую форму: «Я принес Тебе свою молитву, мой Господь. Я даю Тебе, Господь. Так, пожалуйста, сделай что-то для меня. Спаси меня, помоги мне, исполни меня».

Но в медитации мы ни о чем не просим. Мы просто позволяем себе сознательно войти в изобилие Света или призываем универсальный Свет преобразовать наше невежество в мудрость. Устремленный, достигший успеха в медитации и способный войти в более глубокие сферы Бесконечности или Вечности, не молится так, как молятся в церквях, синагогах или храмах. В медитации он входит в божественное сознание и оставляет все в Руках Господа. Здесь мы действительно видим отречение. Искатель чувствует, что нет необходимости о чем-то просить Бога, поскольку его божественный Отец точно знает, что ему нужно и когда дать ему это. Он позволяет Богу делать для него лучшее, что позволяет ему проявлять Бога так, как этого желает Сам Бог. В глубокой медитации искатель только входит в собственный аспект бесконечности. Он погружается в то, что уже имеет: неделимое единство со своим вечным Отцом. И тогда, дело его Отца – сделать лучшее для него или дать ему то, что является для него лучшим.

Я должен сказать, что для настоящего искателя медитация важнее, чем молитва. Но молитва также очень важна. Я никогда не скажу, что молитва совсем не нужна. Молитва нужна, но если человек медитирует, ему легче обрести универсальное Сознание или безграничное Сознание. Когда кто-то молится, чаще всего в его уме есть определенная цель. Но медитируя, он расширяется и обнимает всю вселенную. Каждому следует знать, чего он хочет от жизни. Если он хочет Бесконечности, Вечности и Бессмертия – бесконечного Покоя, Света и Блаженства, – тогда медитация будет величайшей и самой непосредственной помощью.

Вопрос: Как овладеть приемами медитации? С чего начать тому, кто никогда раньше ничего подобного не делал?

Шри Чинмой: Если вы совсем начинающий, тогда следует начать с чтения духовных книг, написанных духовными Учителями, а не так называемыми профессорами и учеными, поскольку духовные Учителя в форме написанного предлагают собственное осознание. С другой стороны, ученые и профессора заимствуют свет из написанного Учителями и с помощью своих ментальных способностей искусно перерабатывают это. Так что, если вы изучали их книги, это подобно тому, как слепой ведет слепого, поскольку они не осознали Истину и не могут предложить эту Истину. А Учитель осознал Истину и обладает способностью предложить Истину при условии, что искатель готов принять это так, как предлагает ему Учитель.

Изучая эти книги, вы получите вдохновение. Но вдохновения недостаточно. Вы почувствуете потребность, чтобы кто-то вел вас путем духовности, потому что если нет руководства, вы склонны совершать ошибки. Человек вдохновлен делать что-то, но это не означает, что он делает это правильно. Я вдохновлен бежать, но если кто-то не научит меня, как правильно бежать, как преодолевать большие расстояния, как держать руки и все такое, тогда, естественно, я не смогу бегать быстро.

И далее, наступит время, когда, бегая, человек поймет, что должен бежать по конкретной дорожке. Если бегун постоянно меняет дорожки, то его дисквалифицируют, даже, несмотря на то, что он бегает быстро. Поскольку он создает проблемы другим, те перейдут на его дорожку, и произойдет неприятность. Так что, нужно иметь конкретную дорожку, конкретный путь. В духовной жизни каждый должен выбрать путь. В противном случае, если человек постоянно меняет свой путь – сегодня этот путь, завтра – другой, послезавтра – еще какой-то, – он только создает беспорядок и не может бежать быстро.

Начиная путешествие как абсолютный новичок, вам нужно читать книги, написанные духовными Учителями. Далее, вам следует принять руководство Учителя, в которого вы верите, и следовать его пути. Если вы учитесь у него, тогда вы должны следовать его пути. Если вы чувствуете необходимость индивидуальной концентрации, индивидуального подхода, тогда вам следует иметь персональную медитацию Учителя. Учитель даст основные правила медитации в своих книгах или в беседе и скажет: «Сделай ум тихим и спокойным», или посвятит в тайны медитации в общем. Но если вы хотите стать ближе к Учителю, или чувствуете, что особая медитация Учителя поможет вам совершить быстрейший прогресс, вы должны следовать его пути.

Вопрос: Не могли бы вы описать шаг за шагом, как начинающий на вашем пути должен медитировать о Боге?

Шри Чинмой: Вам следует знать, что, с духовной точки зрения, каждый человек – начинающий на определенной ступени. Тот, кто обучается в детском саду, – начинающий для своего развития и роста. С другой стороны, тот, кто учится, чтобы получить степень Учителя, – тоже начинающий в глазах того, кто достиг этого и пошел дальше. В этом смысле, каждый ученик – начинающий. В тот миг, когда вы хотите превзойти себя и войти в Запредельное, вы начинающий. Сегодняшняя цель – завтрашняя точка отсчета. Но я отвечу на ваш вопрос иначе, ибо вы считаете, что начинающий – это тот, кто только вступил на духовный путь.

Рано утром, садясь медитировать, сделайте три очень глубоких, медленных, ровных вдоха и, вдыхая, предложите свою одухотворенную благодарность Всевышнему. Зачем? По ряду причин. Ночью все мы спим. Мы отдыхаем, и нервы набираются энергии. Но когда речь идет о сознательном устремлении, сон – это маленькая смерть. В обычном сне мы сознательно не устремляемся. Пока мы спим, мы водим полу-дружбу со смертью, и на восемь или десять часов входим в дверь смерти, где нет созидания. Кто возвращает нас из сна? Бог. Как? Он говорит нам внутренне: «Дети, пора вставать». Как работодатель, Он нанимает нас каждый наступающий день быть Его инструментами. У Всевышнего есть космический План. В Своем Плане Он ждет, что мы будем каждый день сознательно играть некую роль. Он мог бы позволить нам спать. Если бы Он не дал нам внутреннее побуждение, мы бы проспали до двенадцати дня. Есть люди, у которых нет устремления, и они встают очень поздно. Но между этими людьми и искренними искателями огромное отличие. За это отличие мы благодарны Всевышнему, за то, что Он избрал нас встать и медитировать.

Есть и вторая причина для благодарности. Из стольких миллионов людей, Бог почему-то дал устремление нам, а не другим? Почему Он избрал только несколько тысяч из стольких миллионов? За этот дар мы также должны ежедневно выражать Ему свою сознательную благодарность ранним утром.

Выразив благодарность, можно начинать медитировать. Думайте о Всевышнем, как о человеке. Воспринимать Его как личностного Бога, особенно в начале, легче и безопаснее. Если вы захотите увидеть Бога в не-имеющем личности аспекте, вы будете напуганы его безбрежностью. Внутри нас душа с безграничными возможностями. Давайте принимать душу как неимеющего личности Бога, а тело как личностного Бога. Сила, которой обладает душа, как не-имеющий личности Бог, выражается через физическое. Если душа хочет выразить свою красоту, она выражает ее через физическое. Если душа хочет проявить свою силу, она дает нам силу.

Медитируя рано утром, начинающему следует медитировать о Стопах личностного Бога. Ему следует почувствовать, что он с величайшей любовью и преданностью касается того, кто бесконечно более велик, чем он. Касаясь его стоп, нужно стараться стать единым с этим человеком. Какова цель прикосновения к Его Стопам? Возможно он так высок, что вы не можете коснуться его головы, но, касаясь его стоп, вы тут же испытываете чувство преданности и смирения. Касаясь его стоп, вы считаете его своим очень близким. Чувствуя его своим очень близким, ваша преданность получает динамичную силу и входит в активность. Таким образом, когда вы чувствуете, что Всевышний имеет человеческую форму, и Он – очень близкий, только тогда есть радость отождествления. Только тогда можно испытать неделимое единство и безграничную радость.

Когда вы чувствуете кого-то своим очень близким, вы стараетесь что-то дать ему. Он дает вам то, что есть у него, а вы даете то, что есть у вас. Как происходит этот обмен? Через свет глаз. Духовный Учитель представляет личностного Бога для тех, кто стал его учениками. Что происходит, когда Учитель смотрит на ученика, а ученик смотрит на Учителя? Учитель смотрит на ученика с одухотворенным состраданием, а ученик смотрит на Учителя с одухотворенным поклонением. У Учителя как личностного Всевышнего есть все сострадание, а у ученика – все поклонение. Это то богатство, которое они дают друг другу. Здесь они встречаются и идут вместе.

Начните с веры, начните с чувства, что ваш Учитель велик. Если он не велик, тогда зачем вы приняли его? Вы должны доверить ему себя с пониманием, что он превзошел вас во всем, что он в бесконечной мере имеет все, в чем вы нуждаетесь. Таков урок для начинающего, но это относится и к начинающим высшего порядка. Он приемлем для каждого, кто пытается идти за пределы.

Вы можете завершить медитацию повторением «АУМ» или «Всевышний», или имени своего Учителя – всего, что вдохновляет вас. Тогда ваша медитация закончена.

Вопрос: Как можно научиться медитировать? Я верю в Бога, но мне трудно медитировать.

Шри Чинмой: Лучший способ начать учиться медитации – общаться с людьми, которые уже медитируют какое-то время. Эти люди не смогут научить, но они в состоянии вдохновить вас. Если у вас есть друзья, которые знают как медитировать, просто сядьте с ними, когда они медитируют. Неосознанно ваше внутреннее существо примет от них медитативную силу. Вы ничего не крадете у них, но ваше внутреннее существо примет помощь от них без вашего внешнего знания.

Если вы хотите руководства духовного Учителя, безмолвный взгляд Учителя научит вас медитации. Учитель не должен внешне объяснять как медитировать или давать особую форму медитации или мантру. Он просто будет медитировать о вас и внутренне учить медитации. Ваша душа войдет в душу Учителя и принесет послание, знание его души как вам медитировать.

Внешне я дал особый способ медитации очень немногим ученикам. Но у меня несколько сотен учеников и большинство из них знают, как медитировать. Каким образом они учатся? Когда я медитирую в Центрах или на публичных встречах, они видят и чувствуют что-то во мне. Какая часть их видит это на самом деле? Это их души. Их души входят в мою душу и учатся у моей души, а затем с этой мудростью они обучают учеников медитации. Когда медитирует настоящий духовный Учитель, Покой, Свет и Блаженство нисходят свыше и входят в искренних искателей. Тогда автоматически они знают изнутри, как медитировать.

Если у вас есть Учитель, то научиться медитации легче, поскольку вы получаете дополнительную помощь сознательной Заботы Учителя. Но если вы не хотите следовать конкретному пути, или вы не хотите руководства духовного Учителя, если просто хотите немного научиться медитации, а не идти к осознанию Бога, тогда лучше всего общаться с теми духовными людьми, которым вы доверяете. Неосознанно они помогут вам. Но такой подход не приведет вас к Цели. Вы научитесь ходить, но не сможете ходить быстро. Вы не сможете бежать быстро, быстрее, очень быстро к своей Цели. Для этого вам необходимы более высокие уроки, внутренние и глубокие уроки духовного Учителя.

Вопрос: Как можно узнать, хорошо ли ты медитируешь или нет?

Шри Чинмой: Легко узнать, хорошо вы медитируете или нет, просто исходя из того, как вы чувствуете, видите и думаете. Если сразу после медитации вы по-доброму относитесь к миру, значит, медитация была хорошая. Если вы смотрите на мир с любовью, несмотря на его несовершенства, если можете любить мир, даже видя его бесчисленные несовершенства, медитация была хорошей. Если сразу после медитации вы динамичны, если чувствуете, что пришли в этот мир сделать что-то, стать чем-то, это означает, что медитация была хорошей. Понимание, что ты должен что-то сделать, не означает, что ты подпитываешь свои человеческие амбиции. Нет! В тот миг, когда ты попытаешься кормить свои амбиции, они обхватят тебя как змея. Бог хочет, чтобы мы делали то, зачем пришли в этот мир. Бог хочет, чтобы мы стали тем, зачем пришли в этот мир. Бог хочет, чтобы мы стали Его собственным подобием. Бог хочет, чтобы мы стали Его преданными инструментами. Если во время медитации приходит чувство, что Бог хочет, чтобы ты превратился в Его подобие, стал Его преданным инструментом, и если после медитации это чувство преобразовалось в действие, тогда можно быть уверенным, что медитация хорошая.

Но легче всего узнать, хорошая ли была медитация – почувствовать, вышли ли на передний план изнутри Покой, Свет, Любовь и Восторг. Каждый раз, когда вперед выходит Свет, или Любовь, или Покой, или Восторг, все тело наполняется этими божественными качествами. Когда есть это переживание, ты знаешь, что медитация была хорошей. Каждый раз, когда божественные качества выходят вперед, непременно чувствуешь, что вспоминаешь забытую историю. Только в медитации можно вспомнить свою забытую историю. Эта история была написана самим искателем, искателем в нас. Эта история не написана кем-то другим. Она – твое собственное творение, но ты забыл ее, а медитация возвращает ее. Когда вспоминаешь эту историю, тебя переполняет радость, что ты создал такую красивую историю, и она – история твоей жизни.

Вопрос: Иногда моя медитация так прекрасна, а иногда я забываю о том, как она прекрасна, или как она хороша для меня. Как вернуть вдохновение медитировать? Это как дорога в сказочную страну, но иногда мне просто не удается найти эту дорогу.

Шри Чинмой: Есть два способа. Допустим, вы стали медитировать, но ничего не выходит. Постарайтесь думать о конкретном дне, когда у вас была очень высокая медитация, и сознательно погрузитесь в ту медитацию. Подумайте об аромате той медитации – как вы были взволнованы, как прыгали от восторга. Вот почему я всегда прошу своих учеников вести дневник. Сначала это будет воображение, на самом деле, вы не медитируете. Вы просто вошли в мир воображения и остались там десять или пятнадцать минут. Пока вы там, в вашу медитацию автоматически входит сила, а сила – это не воображение. Деятельность ученых полностью основана на воображении. Сначала у них появляется вдохновение, следующий шаг – воображение. Они пребывают в воображении месяцами или годами, а затем некая сила или энергия входит в их воображение и приносит плоды. Это один способ.

Другой способ – вспомнить, как много раз ваш Учитель проявлял к вам настоящую любовь и безусловную заботу. Тотчас придет благодарность. Когда появятся слезы благодарности, это будет трамплином. Если вы прольете несколько слез благодарности, трамплин немедленно вытолкнет вас вверх, и вы погрузитесь в замечательную медитацию. С одним из этих способов у вас непременно получится.

Вопрос: Когда я расстроен, я не могу медитировать так, как хочу. Я думаю о своих проблемах. Как мне преодолеть это?

Шри Чинмой: Когда вы расстроены, вы не можете медитировать. Это вполне естественно. Вы не можете пригласить к себе домой друга и врага одновременно. Ваш враг – это озабоченность, волнение, беспокойство и так далее. А друг – медитация. В какой-то момент вы позволяете чему-то небожественному войти в вас. Вот почему вы расстроены. Если в этот самый момент вы захотите пригласить войти что-то божественное, как ему прийти, если вы уже пригласили небожественное, враждебное ему?

Когда вы расстроены, прежде всего, спросите себя, поступаете ли вы правильно, расстраиваясь? Рассердившись на кого-то, можете ли вы изменить его природу? Если кто-то поступает дурно по отношению к вам, вы браните этого человека, а он сожалеет и льет горькие слезы, потом вы идете глубоко внутрь и чувствуете сожаление из-за того, что заставили этого человека опечалиться и расстроиться. Когда вы погружаетесь внутрь, вы видите, что совершили много, много, бесконечно больше худших поступков, чем человек, которого вы отругали и оскорбили. Если вы начнете лить слезы или чувствуете угрызения совести, вам следует вернуться в свое прошлое и увидеть, как много тысяч плохих поступков вы совершили в своей жизни.

Вы расстроены, поскольку что-то не так в вас самих или в ком-то другом. Но вы не можете медитировать, когда расстроены, так что лучше постараться не расстраиваться. Когда кто-то поступает плохо по отношению к вам, старайтесь почувствовать, что эту плачевную ошибку совершила расширенная часть вашего сознания, или просто воспринимайте это как некое переживание, которое длилось всего несколько секунд. Вскоре вы сможете избавиться от мысли, что кто-то обошелся с вами плохо, вам лучше избавиться от этой мысли. Вы получили неприятное переживание и не будете счастливы до тех пор, пока не перестанете думать об этом.

Вы всегда должны чувствовать, что есть два способа выйти из земных неприятностей. Один способ – расширить свое сердце. Если вас обидели, отождествитесь. Почувствуйте, что плохо поступили именно вы. Так вы не станете расстраиваться. Как часто мы обижаем других? Как часто мы задумываемся о том, как исправиться и стать совершенными? Мы все время думаем о других. Если мы будем искренними, то увидим, что те, кто стали жертвами зависти, всегда думают о своих врагах, те, кто стали жертвами страха, сознательно думают о тех, кто вселяет в них страх. Таким образом, мы все время думаем о других, а не о себе.

Второй способ – думать о самосовершенствовании. Наступит время, когда мы осознаем, что у нас есть два «я». Одно «я» постоянно заставляет нас чувствовать, насколько мы слабы и ничтожны, насколько плачевно наше положение. Это не настоящее «я». Но у нас есть и другое «Я», которое говорит нам, как мы чисты внутренне или насколько чистыми мы можем быть, насколько искренними мы можем быть, насколько смиренными мы можем быть, насколько божественными мы можем быть. Это наше настоящее «Я».

Когда мы перестаем думать о совершенствовании других и заботимся только о собственном совершенстве, мы поступаем не как отшельник, которого не интересует преобразование мира. Нет! Поскольку у нас есть близкие друзья, соседи и семья, наше совершенство поможет им. Когда мы достигаем чего-то, то же самое в меньшей мере мы видим в других. Если мы видим в них что-то плохое, что-то небожественное, завтра мы увидим то же самое в себе. А если мы видим хорошее в ком-то, но не в себе, это конкретное качество вскоре прорастет и в нас. Если мы встречаем человека, который искренен, а мы – нет, просто сознательно видя искренность в ком-то другом, наша собственная внутренняя искренность выходит на передний план. Внутреннее существо старается общаться с искренностью этого конкретного человека. А потом, она как магнит, притягивает искренность то ли этого человека, то ли из Источника, из которого приходит сама искренность.

Отныне, каждый из вас, пожалуйста, постарайтесь совершенствовать свою собственную природу вместо того, чтобы смотреть по сторонам и замечать, кто мешает вам или стоит у вас на пути. Уделяйте внимание только собственному самораскрытию, а раскрыв себя, вы увидите, что на земле нет несовершенных. Каждый совершенен в вас.