Шри Чинмой

Комментарии к Ведам, Упанишадам и Бхагавад-Гите

Бхагавад-Гита: Песня Трансцендентальной Души. Воздержание и отказ

Медленно, постепенно и успешно поднимаемся мы теперь на последнюю ступеньку Гиты-Лестницы. Здесь мы почти обретаем квинтэссенцию всей Песни.

Арджуна хочет понять природу воздержания от действия и природу отказа от результатов действия, а также различие между ними двумя.

Господь говорит ему, что санньяса — это воздержание от действия, порожденного желанием. Тьяга — отказ от плодов действия.

Санньяса тождественна Санкхья-Йоге, в то время как тьяга тождественна Карма-Йоге.

К нашему величайшему удивлению даже сейчас в Индии существует слепая вера в то, что достигшая осознания душа не работает, не может работать на физическом плане, и даже в то, что работа на физическом плане не входит в ее обязанности. Увы, несчастной осознавшей душе приходится отрезать свое существование от деятельности в мире! Если это так, то я полагаю, что самоосознание — не что иное, как суровое наказание, нежелательное достижение, обремененное тяжелым грузом бесполезного разочарования.

Конечно, осознавший человек — это тот, кто освободил себя из ловушек полнейшей зависимости. Если он не работает своим телом, умом, сердцем и душой в мире, для мира и если он не помогает искателям на Пути, то кто же тогда еще компетентен вести борющееся, взывающее и устремленное человечество к его предначертанной Цели?

Для освобождения отказ существенен. Отказ не означает угасания физического тела, чувств и человеческого сознания. Отказ не означает, что нужно быть за миллионы миль от активности мира. Отказ не говорит, что мир — это рай для глупцов. Истинный отказ не только дышит в этом мире, но и божественно исполняет жизнь мира.

Упанишады учили нас: «Наслаждайся через отказ». (Ouopaniuad преуспеем.

Правильное действие — хорошо. Действие, лишенное желания, — лучше. Посвящение плодов Господу — поистине еще лучше. Это посвящение называется истинной тьягой.

Некоторые духовные учители полагают, что действие является ненужным злом и ведет человека к непрекращающейся зависимости. Поэтому они агрессивно и гордо утверждают, что любое действие, без исключения, должно быть безжалостно оставлено в стороне. Шри Кришна снисходительно просветляет их глупость. Он говорит, что ягья (жертва), дана (самоотдача) и тапа (самодисциплина) не должны быть оставленными в стороне, ибо ягья, дана и тапа являются настоящими очистителями. Не приходится и говорить, что даже эти действия должны совершаться без малейшей привязанности.

Отказ от долга перед человечеством никогда не является действием духовного осознания или даже действием духовного пробуждения. Блаженство свободы не для того, кто отказывается от действия из страха перед телесным неудовольствием или ментальным страданием. Его ложное и абсурдное опасение несомненно приведет его в мир невежества, где он вынужден будет вкушать в обществе страха, тревоги и отчаяния.

Человек подлинного отказа — тот, у кого нет ненависти к неприятному действию, когда этого действия требует долг, тот, кто не стремится страстно выполнять только хорошее и приятное действие.

Господь говорит: «Воплощенная душа не может полностью отказаться от любого действия. Истинный отказывающийся — тот, кто отказывается от плодов действия» (18.11).

Только тогда, когда желание полностью отвергнуто и искатель искренне не желает личной выгоды, совершенная свобода сияет в нем и вокруг него.

Гита — это откровение духовности. Раньше или позже все должны прийти к духовности. Нет необходимости в каком-либо принуждении. Вынуждать других принять духовную жизнь — это действие колоссального невежества. Настоящий Гуру знает, что он не играет роль главнокомандующего. Он никогда не приказывает даже своим дорогим ученикам. Он просто пробуждает и просветляет их сознание так, что они могут видеть Истину, следовать Истине и, наконец, стать Истиной.

Многочисленными путями Шри Кришна передал Арджуне самую вдохновляющую мудрость. В конце он говорит: «Арджуна, исчерпывающе поразмыслив о мудрости, поступай, как тебе угодно» (18.63).

Шри Кришне приходится сказать нечто большее: «Арджуна, Я говорю тебе Свое всевышнее Слово, Свою сокровеннейшую тайну всего. Тебе раскрываю Я тайну Своего сердца, ибо ты всегда дорог Мне. Предложи Мне свою любовь. Предайся Мне. Преклонись предо Мной. Отдай Мне свое сердце. Ты, несомненно, придешь ко Мне. Я обещаю тебе. Арджуна, ты дорог Мне. Вручи Мне все свои земные обязанности. Найди свой единственный приют во Мне. Не бойся, не горюй, Я освобожу тебя ото всех грехов» (18.64–66) *.

* Шлока 18.66 из Бхагавад-Гиты (начинающаяся в этом месте словами «отрекись от всего...» является одной из трех самых важных мантр или доктрин шривайшнавов (школа вишиштадвайты). Ее называют чарамашлокой, «всевышней шлокой».

Истину следует предлагать только убежденным искателям. Шри Кришна мягко предупреждает Арджуну о том, что Истина, которую Арджуна узнал от него, не должна предлагаться человеку, не имеющему веры, преданности и самодисциплины. Нет, не для того всевышняя Истина Шри Кришны, чья жизнь окрашена насмешкой и богохульством.

Теперь Шри Кришна хочет знать, понял ли Арджуна Его, Его откровение. Он также хочет знать, освободился ли Арджуна из тисков заблуждения и сетей невежества.

«Кришна, мой единственный Спаситель, ушло мое заблуждение. Разрушена моя иллюзия. Мудрость я обрел. Твоя Милость сделала это, Твоя всевышняя Милость. Твердо стою я, освобожденный от сомнений. Нет больше моих сомнений. Я — в Твоем распоряжении. О Твоем приказании я умоляю. Я готов. Я буду действовать» (18.73).

Человеческая душа славно преуспела в опустошении всего своего невежества-тьмы в Трансцендентальную Душу Вечного Света. Трансцендентальная Душа торжествующе спела Песню Бесконечности, Вечности и Бессмертия в устремленном сердце человеческого сознания.

Победу, победу взывающему и кровоточащему сердцу конечного. Победу, победу Состраданию-Морю и Просветлению-Небу Бесконечного.

Сияет победа мира внутреннего! Растет победа мира внешнего!

Победа достигнута. Победа осознана. Победа раскрыта. Победа проявлена.