Шри Чинмой

Комментарии к Ведам, Упанишадам и Бхагавад-Гите

Бхагавад-Гита: Песня Трансцендентальной Души. Тройная вера

Внешний человек — то, чем является его внутренняя вера. Все виды нашей деятельности, физической, витальной и ментальной, имеют общий родник. И имя этого родника — вера. С помощью своей веры мы можем создавать, контролировать, побеждать и преобразовывать свою судьбу. Конечно, то, что мы неосознанно называем человеческой верой, — не что иное, как божественная Воля в нас и для нас.

Что делает человек саттвы со своей светлой верой? Он использует свою веру, чтобы призывать Всевышнего и почитать Всевышнего. Что делает человек раджаса со своей страстной верой? Он использует ее, чтобы поклоняться божествам и удовлетворять их. Что делает человек тамаса со своей мрачной верой? Он поклоняется неудовлетворенным, голодным, мрачным, нечистым и связанным землей духам и призракам.

Говорят, что на Западе пища очень мало связана с верой. В Индии связь между пищей и верой почти неделима. Наши провидцы Упанишад восклицали: «Annau brahma — Пища — это Брахман» (Taittiroyo paniuad III.2).

Человек саттвы ест пищу свежую, чистую и успокаивающую, чтобы накопить энергию, здоровье, бодрость и долгую жизнь. Кислая, соленая и чрезмерно горячая пища нравится человеку раджаса. Болезнь владеет им. Боль мучает его. Человеку тамаса, в конце концов, тоже приходится есть. Он с жадностью ест пищу несвежую, невкусную, нечистую и отвратительную. Результат такого питания лучше почувствовать, чем описать.

Аскетизм не означает физического истязания, отнюдь нет. Умерщвлением плоти может наслаждаться только дьяволь ская натура. Бог Милостивый не требует нашего физического истязания. Он хочет, чтобы мы имели одухотворенный свет мудрости, ни больше и ни меньше. Аскетизм означает посвященное тело, чистый ум, любящее сердце и пробужденную душу. Внешний аскетизм вырастает на богатой почве простоты, искренности и чистоты. Внутренний аскетизм вырастает на плодородной почве невозмутимости, спокойствия и беспристрастия. Аскетизм саттвы не хочет никакой награды. Аскетизм раджаса ожиданет и требует выгоды, почестей и славы. Аскетизм тамаса хочет самосожжения или уничтожения других.

Искатель Трансцендентальной Истины и искатель силы секса никогда не могут идти в ногу. Искатель, идущий путем самоотрытия и Богооткрытия, должен знать, в чем заключается настоящее безбрачие. Процитируем Кришна Према:

Рождающееся в сумбуре более или менее замаскированной фантазии, невротическое безбрачие при так называемом неосознанном уме, полном неблагоприятного секса, является самым худшим состоянием для того, кто ищет внутренней жизни. Подобно крайней телесной немощи такое состояние приводит к странным переживаниям и видениям, но оно довольно эффективно препятствует любому настоящему следованию Пути. Секс будет превзойден, он не может быть подавлен ... без вреда для себя *.

* Sri Krishna Prem, The Yoga of Bhagavad Gita, London, 1951, p. 173.

Глава очень одухотворенно заканчивается Брахманом. Брахман божественно обозначается тремя волнующими душу словами: «Aum tat sat» (17.23).

Aum — это мистический всевышний символ. Aum — настоящее Имя Бога. Aum пребывает в космическом проявлении. За пределами проявления, гораздо дальше пребывает Aum.

Tat означает «То», Безымянное Вечное. Выше всех атрибутов стоит величественное «То».

Sat означает Реальность, бесконечную Истину.

Нам нужно распевать Aum и затем начинать выполнять божественные обязанности своей жизни.

Нам нужно распевать Tat и затем предлагать человечеству все свои достижения, наполняющие энергией и исполняющие.

Нам нужно воспевать Sat и затем предлагать Богу то, чем мы внутренне и внешне являемся, — само свое существование.