Шри Чинмой

Комментарии к Ведам, Упанишадам и Бхагавад-Гите

Бхагавад-Гита: Песня Трансцендентальной Души. Всевышняя Тайна

Всевышняя Тайна — это всевышнее Знание. Ее не рассказать. Она должна быть осознана. Эта всевышняя Тайна записана золотыми буквами в самых сокровенных тайниках каждого божественно человеческого сердца. Она никого не отвергает, нет, не отвергает даже того, кто умер в грехе. Не имеющий веры в то, о чем говорит Кришна, не будет избавлен от оков невежества. Иметь веру, значит иметь каплю исключительно счастливой удачи. Подобно образцовой преданности, вера тоже нуждается в личностном Боге, и у нее есть такой Бог. Вера — не слепое убеждение. Вера — не слепое, неоспоримое отречение перед священными книгами. Вера — это сознательная осведомленность о своей неограниченной свободе.

Кришна говорит: «О Арджуна, спасение не для того, у кого нет веры. Навсегда привязан он к печалям жизни и мучениям смерти» (9.3). Всевышнюю Истину здесь, на земле, увидит тот, кто идет дорогой веры. Решимость устремленного сердца искателя — его мистическая вера. Убежденность раскрывающейся души искателя — его торжествующая вера. Обычный, неустремленный человек поддерживается мирами ложных надежд. Но человек веры всегда живет в мирах убедительного утверждения. Радостно и без остатка он складывает все больше и больше топлива своей безупречной веры на Алтарь Бога. Нет необходимости говорить, что расцвет его души наступает очень быстро.

Кришна с улыбкой говорит: «Введенные в заблуждение пренебрегают Мною, Моими человеческими инкарнациями, не зная, что Я — Всевышний Господь всех существ» (9.11).

Распознать Аватара нелегко. Нужно либо быть благословленным самим Аватаром, либо обладать даром внутреннего видения. Устремленному нужно подготовить себя, чтобы распознать Аватара. Ему нужно избегать чувственного удовольствия. Он не должен находиться под контролем страстей. Наоборот, ему нужно контролировать свои страсти. Ему нужно постоянно вдыхать дыхание чистоты. Ему нужно вырвать из себя страх. Ему нужно разбить сомнение. Ему нужно призвать покой. Ему нужно насытиться радостью.

Нет необходимости исполнять малопонятные ритуалы и церемонии. Самоотдача — это единственное, что нужно. Он с величайшей радостью принимает все. Мы можем начать свое внутреннее путешествие, предлагая Ему листья, цветы и плоды. Даже малейшее действие подношения Богу — это вернейший шаг на пути самооткрытия и Богооткрытия. Мы мыслим. Если мы предложим свое мышление Богу, само это действие подношения мысли в конечном счете сделает нас едиными с Богом-Мыслью. Обычный человек чувствует, что он мыслит именно потому, что живет. Но Декарт придерживался совершенно иного взгляда: «Я мыслю, следовательно, я существую». Это «я существую» — не только плод творения, но также и дыхание творения. Значительны слова Бертрана Рассела: «Люди боятся мысли так, как они не боятся ничего другого на земле — больше, чем разорения, даже больше, чем смерти».

Если мы можем открыть правильную, божественную мысль, то в мгновение ока Бог попросит или заставит время быть на нашей стороне. Ничто, кроме времени, не может помочь нам почувствовать дыхание Истины и коснуться Стоп Бога. Мы можем овладеть временем Вечности, если на самом деле захотим этого. Прекрасны и полны смысла слова Остена Добсона:

Ты говоришь, Время идет? О нет!
Увы! Время стоит, мы идем.

Мы служим. Если мы служим Ему, Ему одному в человечестве, мы становимся едиными с Его абсолютной Реальностью и Его всеобщим Единством. Мы не должны забывать, что наше посвященное служение должно быть исполнено с приливом чистейшего энтузиазма.

Стих 29 очень известен и популярен. «Я ровен ко всем, Я не знаю никакой благосклонности, Я не знаю никакой неприязни. Мои любяще преданные, которые почитают меня, пребывают во мне. Я также пребываю в них» (9.29). В жизни настоящего искателя это переживание отличается глубоким утешением. Нет особой привилегии. Каждому дарована равная возможность. Само собой разумеется, настоящий преданный уже прошел трудную духовную дисциплину. И если он превращается в настоящего преданного и становится дорогим и близким Кришне, то следует понимать, что он обретает результат своей прошлой железной дисциплины и сурового аскетизма. Без боли нет достижения. Без искренности нет успеха. Обретите устремление. Оно ускорит ваш прогресс, внутренний и внешний.

Преданный устремляется. Шри Кришна живет в его устремлении. Преданный осознает. В своем осознании он открывает, что Кришна — его вечное дыхание. Преданный никогда не одинок. Он открыл настоящую Истину, что его самопожертвование объединяет его с его Господом. Чем больше он сознательно предлагает себя Господу, тем сильнее становится их божественная связь, более того, единство.

Анитьям (непродолжительный, скоротечный); асукхам (лишенный удовольствия, безрадостный) *. Внешний мир пребывает в нашем связанном землей сознании. Это связанное землей сознание может быть преобразовано в Вечное Сознание благодаря устремлению, преданности и отречению. А Вечное Сознание таит в себе непрестанную радость. Освобождения нужно достичь здесь, в этом мире. Любой подающий надежды человек с радостью подпишется под бесстрашным заявлением Эмерсона:

Иной мир! Нет иного мира.
Здесь или нигде — вот вся истина.

* Здесь автор ссылается на стих 9.33 Бхагавад-Гиты, в котором используются эти оба слова и вторая строка которого читается следующим образом: «Вы, пришедшие в этот скоротечный (анитьям) и безрадостный (асукхам) мир, посвятите себя целиком Мне».

Когда мы смотрим на мир своим внутренним взором, мир прекрасен. Эта красота — отражение нашей собственной божественности. Бог-Прекрасный принимает наше устремленное сердце как Свой Вечный Трон. Мы, искатели Всевышнего, никогда не сможем полностью согласиться с гордой философией Ницше. Он утверждает: «Мир прекрасен, но у него есть одна болезнь, называемая человеком». Наоборот, мы можем безошибочно сказать, что мир прекрасен потому, что он был просветлен божественной красотой, называемой «человек».

Анитьям и асукхам не могут разрушить сердца настоящего искателя. Его вера повенчана с его золотой судьбой.

Он поет и поет:

Мои вечные дни покоятся в мчащемся времени,
Я играю на Его восхитительной Флейте.
Невозможные дела больше
не кажутся невозможными,
В цепях рождений сияет теперь Бессмертие *.

* Шри Чинмой, «Бессмертие», «Моя Флейта», Нью-Йорк, 1972.