Шри Чинмой

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Залитый солнцем путь: любовь, преданность и отречение

Любовь

Любовь человеческая и божественная

Божественная любовь — цветение восторга и самоотдачи. Человеческая любовь — танец страданий и ограничений.

Любовь — это птица. Когда мы сажаем ее в клетку, мы называем ее человеческой любовью. Когда мы позволяем любви парить во всепроникающем Сознании, мы называем ее божественной любовью.

Обычная человеческая любовь с ее страхами, обвинениями, непониманием, завистью и ссорами — огонь, окутывающий собственное сияние клубами дыма. Та же человеческая любовь, возникающая при встрече двух душ, — чистое и лучезарное пламя. Вместо дыма она источает лучи отречения, жертвования, бескорыстия, радости и исполненности.

Человеческая любовь — это, зачастую, ужасное влечение тел и нервов, божественная любовь — вечно цветущее родство душ.

Божественная любовь — это непривязанность, человеческая любовь — привязанность. Непривязанность — это истинное удовлетворение, привязанность — неутолимая жажда.

Возвышенная любовь, возникающая из радости души, — это улыбка Бога. Низменная любовь, несущая с собой страсть чувств, — поцелуй смерти.

Человеческая любовь обычно обнимает сама себя и существует для себя. Божественная любовь всеобъемлющая и самодостаточная.

Любовь может быть хрупкой, как стекло, или прочной, как Вечность, в зависимости от того, основана она на витале или душе.

Наши высшие эмоции, отделенные от их человеческих объектов и предложенные Богу, превращаются, благодаря Его волшебству, в божественный нектар. Наши низшие эмоции, если их не изменить и не преобразовать, превращаются нами же в яд.

Разочарование умело выслеживает витальную любовь. Удовлетворение божественно завершает духовную любовь.

Когда наш витал хочет что-либо увидеть, ему приходится смотреть сквозь призму самолюбия. Когда наше духовное существо хочет что-то увидеть, оно смотрит через самоотдачу.

Человеческая любовь говорит божественной: «Я терпеть тебя не могу». Божественная любовь говорит любви человеческой: «Для меня это не повод, чтобы оставить тебя».

Вопрос: Я считаю, что любовь всегда одинакова, будь она человеческая или божественная. Это верно?

Шри Чинмой: Нет! Человеческая любовь и божественная любовь — две совершенно разные вещи. Если я дам вам пятнадцать центов, а вы дадите мне леденец, это называется человеческой любовью. В божественной любви вы не ждете моих пятнадцати центов. Вы сами радостно даете мне этот леденец. Божественная любовь — это жертвование, и в этом жертвовании мы исполняем Волю Бога, сознательно или неосознанно. В человеческой любви мы демонстрируем любовь продавца и покупателя, которая является синонимом корысти. Однако, я не говорю, что люди не могут проявлять божественную любовь. Могут и, порой, проявляют. Но крепкая божественная любовь в настоящее время у людей встречается редко.

Человеческая любовь начинается ложным восторгом и заканчивается неуверенной мудростью. Божественная любовь начинается непогрешимой мудростью и заканчивается непрерывным восторгом.

Если любовь подразумевает обладание кем-то или чем-то, тогда это не настоящая любовь, не чистая любовь. Если любовь подразумевает самоотдачу, стремление стать единым со всем, единым с человечеством, тогда это истинная любовь. Истинная любовь — это полное единство с Обладателем любви. Кто этот Обладатель любви? Бог. Без любви мы не можем стать едиными с Богом. Любовь — это внутренняя связь, внутренний союз, внутреннее звено между человеком и Богом. Мы всегда должны идти к Богу через любовь. Первый шаг — это любовь, второй шаг — преданность, третий — отречение. Сначала давайте полюбим Бога, затем нам нужно посвятить себя Ему одному и, наконец, отречься от себя у Его Стоп и исполнить себя. Любовь, преданность и отречение — тайные ключи, открывающие Двери Бога.

Брак на милости любви. Иногда любовь позволяет браку поймать себя, иногда — нет.

Любовь — уникальное сочетание Небесной свободы и земной дисциплины. В Небесной свободе — освобождение земли, в земной дисциплине — проявление Небес.

Вопрос: Как научиться любить человечество не только как коллективное целое, но и по отдельности, когда изъяны и плохие стороны столь очевидны?

Шри Чинмой: Когда вы видите, что недостатки и плохие качества человека так очевидны, тотчас постарайтесь почувствовать, что эти недостатки и плохие качества не представляют его полностью. Его настоящее «я» бесконечно лучше того, что вы видите в данный момент. С другой стороны, если вы действительно хотите любить человечество, то вы должны любить его таким, каким оно сейчас является, и не ожидать, что оно должно подходить под определенный стандарт. Если бы человечество должно было стать идеальным, прежде чем вы его примете, тогда ему бы не нужна была ваша любовь, забота и внимание. Но сейчас, находясь в несовершенном состоянии, человечество очень нуждается в вашей любви. Безоговорочно давайте человечеству даже самую незначительную и ограниченную любовь, которая есть в вашем распоряжении. Это ваш золотой шанс. Если вы упустите этот шанс, ваши будущие страдания окажутся невыносимыми, потому что настанет день, когда вы осознаете, что несовершенство человечества — ваше собственное несовершенство. Вы творение Бога, человечество — тоже. Человечество — это только выражение вашего вселенского сердца. Вы можете и должны любить человечество не просто как целое, но и индивидуально, ибо до тех пор пока человечество не осознает своей всевышней Цели, ваше собственное божественное совершенство не будет полным.

Обладать любовью — значит обладать реальностью.

Любовь — это реальность, выраженная и проявленная.

Чистая Любовь и немыслимые страдания не могут жить вместе и не живут вместе. Чистая Любовь — постоянное единство тела с потоком восторга души.

Мое определение любви таково: это сознательное проявление человеком Света Бога.

Любовь — это жертва. Жертва — это расцвет и гибель: расцвет души и гибель эго.

Любовь переживет разрушительный ум. Преданность переживет неуверенное сердце. Отречение переживет негативную жизнь.

Любовь

— Господь, что такое животная любовь?
— Животная любовь — это грубый инстинкт.

— Господь, что такое человеческая любовь?
— Человеческая любовь — это поразительное разочарование.

— Господь, что такое божественная любовь?
— Божественная любовь — это просветляющее переживание.

— Господь, что такое Трансцендентальная Любовь?
— О, это Моя Любовь.
Трансцендентальная Любовь —
Это Мое исполненное вселенское Единство.

Вопрос: Как взаимосвязаны божественная Любовь и божественное Сострадание?

Шри Чинмой: Божественная Любовь для всех. Она как солнце. Чтобы чувствовать божественную Любовь, достаточно лишь держать открытым окно своего сердца. Божественное Сострадание для немногих избранных. Сострадание Всевышнего подобно магниту, который притягивает устремленного к его цели. Это мощная сила, которая постоянно направляет, подталкивает и притягивает устремленного и не позволяет ему поскользнуться на пути Самоосознания. Божественная Любовь утешает и помогает устремленному, но если он заснет, божественная любовь не заставит его проснуться и не станет принуждать его продолжить путешествие.

Божественное Сострадание не похоже на человеческое сострадание. По-человечески мы можем испытывать к кому-то жалость и сострадание, но это сострадание не способно изменить человека и заставить его бежать от невежества к Свету. Но Сострадание Всевышнего — это сила, которая изменяет, преобразует устремленного и удерживает его от совершения больших ошибок в духовной жизни. Если бы не Сострадание Всевышнего, никто из моих учеников не остался бы на пути Самоосознания. Именно это Сострадание предохраняет их от совершения серьезных ошибок и ухода с пути. Сострадание Всевышнего приходит к ученикам через Милость их Учителя. Когда Господь демонстрирует Сострадание через духовного Учителя, Он ожидает, что искатель сразу же станет ближе, еще ближе, очень близок Ему. Через одно только Сострадание ученик может стать самым близким Богу.

Очень часто любовь понимают неправильно. Если кто-то проявляет любовь, другие могут подумать, что за этим стоит какой-то мотив. Они думают: «Он проявляет ко мне особую любовь, значит, ждет какой-то выгоды». В любви между Гуру и учеником ученик может любить на пятьдесят процентов и Гуру может любить на пятьдесят процентов. Но в Сострадании Гуру может проявлять девяносто девять процентов, а ученик — один процент, и даже с этим одним процентом ученик норовит зайти в область невежества. Когда приходит Сострадание, оно летит, как стрела, и разрывает покров невежества.

Любовь может даже оставаться рядом с невежеством, но Сострадание — нет. Сострадание должно быть успешным, иначе оно будет забрано. Оно пробудет с человеком несколько секунд, минут или лет, но оно должно давать высшей Власти отчет и сообщать, успешно идут дела или нет. В конечном счете приходит время, когда высшая Власть говорит: «Это бесплодная пустыня. Возвращайся». И тогда Сострадание должно лететь обратно к высшей Власти, ко Всевышнему.

Настоящий духовный Учитель старается относиться к своим ученикам с белоснежной, чистейшей Любовью. Но зачастую из этого ничего не выходит, потому что его Любовь не находит ответа. Тогда он изменяет свою политику и пробует Сострадание. Но часто и его Сострадание отвергается или неверно понимается, вплоть до злоупотребления и оскорбления. Люди приписывают чистейшей Любви и чистейшему Состраданию Учителя определенную мотивацию. Когда Учитель кого-то ценит, этот человек начинает сомневаться в побуждениях Учителя. «Как может Учитель быть таким добрым? Как он может быть таким хорошим? Может он хочет от меня чего-то большего, чего-то важного».

Учитель терпит неудачу и со своей Любовью, и со своим Состраданием. Что же остается? Неизбежная строгость! Любовь и Сострадание остаются, но к этим двум божественным качествам Учитель добавляет строгую внутреннюю и внешнюю дисциплину. Наконец, если ему не удастся увидеть эту внутреннюю и внешнюю дисциплину в жизни устремленного, он вынужден сказать устремленному, что этот путь не для него. Его миссия может расти и исполнять себя только за счет истинной внутренней преданности и бескорыстного, посвященного служения искателя.

Вопрос: Я не понимаю, почему любовь Всевышнего не входит в меня, даже когда я не «держу двери запертыми».

Шри Чинмой: Если Любовь Всевышнего приходит, когда вы к ней не восприимчивы, вы примите ее как чужеродный элемент. Вы ее не оцените, или вам не будет до нее дела. Если вам приносят очень вкусное блюдо, а вы не можете его оценить, зачем его приносить? Это пустая трата времени. Вы его просто отвергнете и сочтете, что оно не имеет никакой ценности.

Неустремленный, полный желаний человек будет нежиться в удовольствиях невежества. Разве приходить и предлагать Свой бесконечный Покой, Свет и Блаженство таким людям — неотъемлемый долг Всевышнего? Нет! Но если кто-то молит о том, чтобы получить хоть немного Покоя, Света и Блаженства, и борется за это, Бог понимает, что этот человек заслуживает их.

Мы знаем, как молить каждое мгновение. Мы молим о том, что опустошает и разочаровывает нас: об эго и его детях — страхе, сомнении, беспокойстве и волнении. Мы молим об имени и славе, деньгах, богатстве и собственности, но мы не молим Бога о Его Свете и Восторге. Мы не просим о том, о чем должны бы просить, мы не просим о богатстве, которым все мы когда-то уже обладали.

Нельзя просто играть в игры с вечной Истиной и высшей Реальностью, их нужно ценить. Если мы ценим что-то в этом мире, мы упорно трудимся, чтобы получить это. Если же мы не стараемся изо всех сил, мы не получаем ничего. Если мы не ценим мудрости, озарит ли она нас? Мудрость нисходит, только когда мы упорно работаем ради нее. За все, что мы получаем, мы должны дать часть самих себя, но мы видим, что предложенное нами — почти ничто в сравнении с тем, что мы получаем. Чтобы открыть дверь, достаточно одной секунды, а тот, кто к нам входит — Вечный Гость, — приносит нам Вечность. Но если мы не потрудились даже открыть дверь, зачем Ему приходить? Если мы не ценим Его, нам будет казаться, что Он приносит всякую ерунду, которая нам не нужна.

В духовной жизни мы каждое мгновение должны ценить Покой, Свет и Блаженство и молить о них. Только тогда мы можем ожидать, что получим их от Бога. Иначе, даже если Он принесет нам Покой, Свет и Блаженство в безграничной мере, мы скажем, что они нам не нужны. Мы почувствуем, как Милость Бога действует через нашу молитву и медитацию, но не захотим принимать ее. Если мы не ценим того, что дает Бог, Он не сердится на нас. Он просто ждет, когда мы будем готовы принять Его внутреннее Богатство.

Когда мы следуем путем любви, мы видим, что Бог для нас дороже всех не потому, что Он Всемогущий, Вездесущий или Всеведущий, а потому что Он — сама Любовь. Ребенок видит, что отец для него дороже всех именно потому, что чувствует в отце саму любовь. Ему все равно, велик его отец или нет, кто он: судья, или адвокат, или президент. Подобным образом и к Богу, нашему вечному Отцу, можно благополучно и уверенно идти с любовью.

Именно здесь, на земле, мы услышим послание волнующей душу флейты Вечности. Нам не нужно идти на Небеса, нам не нужно идти в какую-то иную область сознания. Именно здесь — здесь и сейчас — мы можем слышать послание освобождения, просветления и божественной исполненности, если будем руководствоваться внутренней мудростью, которая является божественной любовью — любовью во имя любви, любовью во имя Бога.

Божественная жизнь здесь, на земле, не является далекой перспективой. Если мы знаем тайну из тайн, то исполненность Божественного здесь, на земле, не сможет остаться недосягаемой. И эта тайна — превращение в божественную любовь, в которой любящий и Возлюбленный становятся едины, творение и Творец становятся едины, конечное и Бесконечное становятся едины.