Шри Чинмой

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

От человеческой личности к божественной индивидуальности

Божественная индивидуальность и единство

Кто зван, кто избран?

Кто зван?
Зван только тот,
Кто готов сражаться:
Сражаться против изобилующего невежества.

Кто избран?
Избран только тот,
Кто хочет завоевать:
Завоевать всевышнюю Победу.

Кто зван?
Зван только тот,
Кто готов любить:
Любить весь мир.

Кто избран?
Избран только тот,
Кто принимает:
Принимает жизнь вселенского единства.

Не сила, а единство

У человека бесчисленные желания. Он думает, что, исполняя желания, он сумеет доказать свое превосходство над остальными. Если его желания не исполняются, он проклинает себя, он чувствует себя безнадежным и беспомощным неудачником. Но Бог приходит к нему и говорит: «Дитя мое, ты не неудачник. Ты не безнадежен. Ты не беспомощен. Разве ты можешь быть безнадежным? Ведь Я расту в тебе со Своей вечно просветляющей и вечно исполняющей Мечтой. Разве ты можешь быть беспомощным? Я внутри тебя как бесконечная Сила».

Затем, чтобы доказать свое превосходство, человек пытается открыть кое-что еще. Он старается использовать свою силу неистово, агрессивно. Он хочет доказать миру свою важность. Чтобы доказать свою высоту, он использует любые средства, и совесть его не беспокоит. Бог по Своей бесконечной Щедрости вновь приходит к нему и говорит: «Это неправильный выбор. Ты не можешь доказать миру, что тебе нет равных, что ты уникален. Все, чего ты на самом деле жаждешь от своего превосходства — это радости, безграничной радости. Но эта безграничная радость никогда не станет твоей, пока ты не узнаешь тайну из тайн. И тайна эта в твоем неразрывном единстве с каждым человеком на земле».

Затем Бог продолжает. Он объясняет, что Он могуч, Он счастлив, Он исполнен именно потому, что всецело един с каждым человеком, со всей вселенной. Только когда человек абсолютно един со всем миром, он может быть поистине счастлив, и это счастье делает человека несравненным на земле. Нас возвышает и заставляет чувствовать себя бесценными не сила, а наше несравненное единство с Богом и всем миром. Мы нужны другим не потому, что обладаем силой. Нет, они нуждаются в единстве нашей души. Мы велики, мы еще более великие, мы самые великие, только когда сознательно чувствуем свое единство со всем миром.

Вопрос: Я бы хотел знать, каковы требования моей души, когда я принимаю духовного Учителя? Должен ли я при этом отдать всю свою жизнь, весь свой разум, всю свою любовь?

Шри Чинмой: Что именно вы имеете ввиду, когда говорите «отдать»: «предложить» или «отказаться от этого»? Когда вы принимаете духовного Учителя, вам не нужно ни от чего отказываться. Вы должны только чувствовать, что то, что вы называете «я», — одно из имен вашего Учителя. Между сознанием Гуру и сознанием ученика должно быть установлено неделимое единство. Если вы чувствуете, что от чего-то отказываетесь, тогда вашему разочарованию не будет конца.

Ученику не нужно ни от чего отказываться, так же как не нужно что-то давать Гуру. Ученик просто приходит к Гуру и входит в Гуру с тем, что у него есть, и тем, чем он является. Что у вас есть? Душа. Чем вы являетесь? Душой. Между тем, что у вас есть, и тем, чем вы являетесь, нет никакого различия. Если вы войдете в своего Учителя с этим знанием, с такой мудростью, с таким пониманием, вы увидите, почувствуете и станете совершенно едины с жизнью своего Учителя. Когда душа ученика и сознание плюс душа Гуру — одно, тогда вы ничего ему не отдаете. Ваши достижения неотделимы от того, чем вы являетесь. Различие между ними будет не больше, чем между вашими пальцами и вашей рукой.

Поэтому, если вы спрашиваете, что потребует от вас Гуру, то я отвечу: вашу душу, которая — то, что у вас есть, и то, чем вы являетесь. Можно сказать, что вы отдаете Гуру все, что у вас есть, — и мудрость и невежество; но если вы видите, что находитесь внутри своего Гуру, тогда нет такого понятия, как «отдавать» или «забирать». Нечего отдавать и нечего забирать, есть лишь рост в сердце Гуру. Пожалуйста, оставайтесь в своем Гуру как можно дольше, вечно. Душа ученика не может быть отделена от сознания его Учителя. Оставайтесь внутри Учителя с тем, что у вас есть, и тем, чем вы являетесь, — не с чувством, что вы что-то отдаете ему, а с чувством, что вы принадлежите друг другу. Почувствуете, что вы растете внутри своего Учителя. Это вовсе не похоже на сделку, когда вы даете ему, а он должен дать вам что-то взамен. В чувстве единства также нет никакой жертвы. Когда вы чувствуете, что едины с Учителем, когда чувствуете, что у вас одно сознание, одна жизнь, одна любовь, тогда не может быть никакого чувства жертвы.

Индивидуальность и личность

Человеческая индивидуальность —
Это терзающая себя личность.
Божественная индивидуальность —
Это открывающая себя личность.

Человеку не нужно терять свою индивидуальность и личность. Человеку нужно чувствовать и осознавать свою всепроникающую божественную индивидуальность и служащую всем божественную личность. Говоря об индивидуальности, мы сразу видим, что она состоит из гордыни, тщеславия, желаний, разочарований, страха, беспокойства, волнений и так далее. Такой вид индивидуальности мы видим в повседневной жизни. Но есть и другой вид индивидуальности, который мы называем божественной индивидуальностью. Божественная индивидуальность не имеет ничего общего с гордыней, тщеславием, эго, связанными землей желаниями, ограниченными достижениями и ограниченным исполнением. Божественная индивидуальность — это прямое выражение Божественного в нас.

Бог один. В то же время, Он множество. Он один в своем высшем трансцендентальном Сознании. Он множество здесь, на земле, на поле проявления. На высшем плане Он — единство. Здесь, на земле, Он — многообразие. Бог — лотос, и у Него множество лепестков, каждый из которых представляет Его отдельный аспект. Он проявляет себя бесконечным множеством образов в бесконечных формах.

Когда мы говорим о человеческой личности, мы тотчас думаем о чем-то связанном с нашим физическим сознанием или физическим телом. Человек со своими врожденными способностями, склонностями, талантами и всеми своими особенностями формирует определенный вид личности. Когда передо мной стоит какой-то человек, его личность растекается подобно воде, льющейся на плоскую поверхность. Когда мы думаем о человеке или предмете, наша индивидуальность тотчас входит в личность этого человека или предмета. Сейчас я здесь, с вами. Но если мои мысли унесут меня к кому-то в Индии, моя собственная индивидуальность мгновенно отождествится с тем человеком. Я вхожу в человека, который сейчас находится в Индии, и могу использовать его личность в силу моего единства с ним. Я не утратил своей индивидуальности. Я лишь чувствую, что моя индивидуальность преобразовалась во всепроникающую и всеслужающую личность. Как только я о ком-то думаю, мое сознание входит в этого человека и наполняет его. Когда мое сознание переносит меня в человека, я становлюсь его неотъемлемой частью. Затем, когда я расширяю свое сознание, расширяется и сознание этого человека. Мы всегда служим в то мгновение, когда сознательно входим во что-то, отличное от нас самих.

В нашем истинном «Я» все мы — одно. Но в нашем внешнем «я» мы множество. Среди этого «множества» мы видим, как один служит «другому», а этот «другой» может даже не принимать активного и сознательного участия в этом процессе. Например, я читаю здесь лекцию. Вы можете думать, что это я служу вам своим знанием и духовным светом, но я хочу сказать, что вы, в свою очередь, также служите Всевышнему во мне своим общением со мной и своим пониманием и приятием моего служения. Это называется взаимным служением. Стоит нам стать перед кем-то, и наше присутствие становится важной частью сознания этого человека, даже если он не принимает активного или динамичного участия во взаимном обмене. Обыкновенный человек не понимает языка цветка, но когда он стоит перед цветком, что происходит в действительности? Он принимает красоту цветка, а красота цветка благодарна его сознанию. Происходит взаимное принятие, взаимная любовь, взаимное служение.

Я служу вам всем тем, чем я являюсь, и всем тем, что у меня есть. Вы служите мне становясь всецело едиными с моим сознанием. Это и есть истинное служение индивидуальности. Моя индивидуальность остается в вас, а ваша индивидуальность остается во мне. Это расширение нашей личности в форме расширения индивидуальности, которую Всевышний выражает бесчисленным множеством путей. Несмотря на то, что на маленькую каплю воды можно смотреть, как на индивидуальную каплю, когда она сливается с бескрайним океаном, она не теряет своей индивидуальности. Напротив, ее индивидуальность расширяется до бесконечных размеров океана. Когда мы смотрим на океан, мы видим его как огромное существо, огромную личность, вмещающую в себе миллиарды и миллиарды живых существ. И сам он — тоже живое существо. Сливаясь с океаном, капля становится такой же огромной, как океан. Точно так же, если мы со своей индивидуальностью входим в свою божественную личность, мы видим, что наша индивидуальность преобразуется в бесконечно большую и вездесущую личность Божественного.

Универсальность не означает и не может означать окончательного угасания восходящего индивидуального пламени в сердце человека. Наоборот, когда индивидуальное превзойдет себя в непрерывном процессе универсализации, оно несомненно окажется в более глубоких, обширных и возвышенных царствах Света, Покоя и Силы, а затем оно, в конечном счете, превратится в свое истинное «Я», свое вечное «Я».

Вопрос: Сохраним мы свою индивидуальность или утратим ее, после того как осознаем Бога?

Шри Чинмой: Бог не хочет, чтобы мы отрекались от своей индивидуальности. Но обычная индивидуальность и истинная, божественная индивидуальность — это две разные вещи. Сам Бог является одновременно единым и множеством. Он един, но на плане проявления Он становится множеством. Каждого человека Он сделал Своим избранным инструментом, то есть Его избранным инструментом является каждая человеческая душа. Такого рода индивидуальность, данная нам Богом, — не обычная индивидуальность, которая руководствуется понятиями эго: «Я — это, а ты — то». Индивидуальность Бога — это уникальное проявление Его Реальности. Нет конфликта, нет зависти, нет борьбы, нет сражения. Сам Бог проявляет Себя в вас, во мне и во всех остальных неповторимым образом. Такого рода индивидуальность является уникальным выражением Божественного в Его многообразии. Это подобно лепесткам лотоса: у каждого лепестка есть своя красота и своя неповторимость.

Потребности

Роковая потребность —
Шепот моего искушения.

Обещающая потребность —
Шепот моих молитв.

Плодотворная потребность —
Шепот моего отречения.

Исполненная потребность —
Шепот моего единства.