Шри Чинмой

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Служение миру

Мост между внутренним и внешним миром

Является ли духовная жизнь бегством от реальности?

Неустремленный человек считает, что неумирающее удовольствие — единственная реальность. Устремленный человек чувствует, что единственная реальность — это божественное переживание. Осознавший Бога человек знает, что реальностью владеет только Бог, всевышний Возлюбленный, и только один Бог, всевышний Любящий, является этой Реальностью. Реальность — это также Бог, исполняющий Свет, и человек, исполненная жизнь.

В доме трансцендентальной исполненности есть три двери: любовь, свобода и восторг. Дверь-любовь открыта только для того, кто служит взывающему человечеству. Дверь-свобода открыта только для того, кто служит борющемуся человечеству. Дверь-восторг открыта только для того, кто служит пробуждающемуся человечеству.

Духовная жизнь ни в коей мере не является бегством от реальности. Наоборот, духовная жизнь — это сознательное и спонтанное принятие реальности во всей ее полноте. Для духовного искателя сама идея бегства от реальности является абсурдной, плюс невозможной, потому что духовность и реальность нужны друг другу, чтобы стать высочайше исполненными. Без души реальности духовность более чем бесполезна. Без дыхания духовности реальность более чем бессмысленна. Духовность вместе с реальностью означает всемогущую Волю полного и абсолютного проявления Бога.

Принятие жизни с божественным отношением — не только возвышенная идея, но и сам идеал жизни. Этот идеал жизни постигается, раскрывается и проявляется через возносящее душу вдохновение Всевышнего и строящее жизнь устремление человека. Принятие жизни — это божественная гордость истинной духовности. Жить духовной жизнью — наша единственная ответственность.

Бегство — это недостойная мысль. Оно ведет себя как вор, худший из воров. Бегство легко получает свободный доступ в сердце мрачной тьмы. Тот, кто допускает идею сиюминутного бегства, несомненно совершает медленное самоубийство.

Нет, мы никогда не должны трусливо убегать. Мы всегда должны быть отважными. Божественная храбрость принадлежит нам по праву рождения. Мы — воины-герои божественной Реальности, избранные сражаться с обилием угрожающего и пугающего невежества-ночи.

Вопрос: Какова духовная ценность Земли?

Шри Чинмой: Те, кто принимают жизнь, те, кто принимают Мать-Землю как нечто реальное, чувствуют, что их святая обязанность — работать здесь. Эта обязанность — не что иное, как сознательное осознание Бога. Неосознанное осознание Бога есть у каждого. Но искатель сознательно осознает Присутствие Бога. Он медитирует о Боге, и постепенно его собственное сознание развивается до такой степени, что он чувствует Присутствие Бога постоянно и повсюду. Он чувствует, что его святой долг — раскрыть Присутствие Бога, которое он переживает и которое видит сердцем и глазами. Наконец, он понимает, что необходимо проявить свое осознание высшей Истины. Это проявление должно иметь место здесь, на земле, и нигде больше. Осознание высшей Истины должно произойти здесь, и проявление этой Истины, высшей Истины, изначальной Истины, должно состояться здесь, на земле.

Настоящий искатель, искренний искатель — божественный герой. Он должен сражаться с обилием тьмы и исполнять Волю Всевышнего здесь, на земле. В противном случае земля останется землей, а Небеса останутся Небесами. И между землей и Небесами всегда будет зияющая пропасть. Наша земля должна быть преобразована в Небеса — место Радости, Покоя и Восторга.

Мы не должны пренебрегать телом. Индийские духовные Учители, совершенно не заботившиеся о теле, говорили: «Медитируй, оставайся в ином мире, осознай Бога, а затем оставь тело». Но если вы любите Бога и действительно хотите служить Богу, то здесь, на земле, у вас есть золотая возможность проявлять Его и исполнять Его. Если вы получите осознание и скажете Богу: «Я не хочу работать для Тебя. Я слишком устал, совершенно выбился из сил, теперь я хочу отдохнуть», — Бог может позволить вам отдохнуть. Но настоящий божественный герой скажет: «Я много трудился, но теперь я хочу предложить плоды своего осознания всему миру». И тогда Бог скажет: «Трудись на земле. За дело».

Наш путь — это путь принятия. Принятия чего? Принятия этого материального мира. Действующему в материи Духу нужно петь песню Бессмертия. Материальная жизнь и духовная жизнь должны идти рядом. Материальную жизнь можно совершенствовать только слушаясь внутренних велений души. Мы должны принять мир таким, каков он есть, но не должны считать, что мир уже сыграл свою роль. Нет, ничего подобного. Мы должны трудиться и работать ради сознания земли. Мы должны освободить его от ограниченности, несовершенств, зависимости и невежества.

Вопрос: Говоря, что землю можно легко преобразовать в Небеса, вы имеете в виду также физическое преобразование?

Шри Чинмой: Нужно понимать, что мы подразумеваем под Небесами. Небеса — не какое-то место, где есть большие дома, дворцы или имения. Нет! Небеса — в нашем уме. Когда мы лелеем божественные мысли, мы пребываем на Небесах. Когда мы лелеем зависть, низшие витальные или иные небожественные мысли, мы пребываем в аду. Небеса и ад — это состояния сознания.

Что есть у каждого человека? Сознание. Мы воспринимаем реальность именно через сознание. Когда мы молимся, когда устремляемся, наше конечное сознание становится Бесконечным, наше так называемое неустремленное сознание становится устремленным. Таковы Небеса. Если мы говорим, что все станем божественными, это, конечно, правильно. У нас будет божественная жизнь, но это не обязательно подразумевает физически бессмертную жизнь. Когда мы думаем о Небесах, мы чувствуем, что они бессмертны. Сознание Небес бессмертно. Но очень часто нам кажется, что физическое останется таким же бессмертным, как и Небеса. Однако физическое тело живет шестьдесят, восемьдесят, сто, может, даже двести лет и затем умирает.

Сама идея о Небесах — это нечто яркое, светлое, полное восторга и, в то же время, бессмертное. Но нужно знать, что в нас является бессмертным. Это сознание, наше устремленное сознание. Когда мы говорим, что земля будет преобразована в Небеса, это значит, что все в нас и в мире, который сейчас несовершенен, темен и неустремлен, в конце концов будет преобразовано в совершенство.

Вопрос: Объясните, пожалуйста, почему душа эволюционирует только на планете Земля?

Шри Чинмой: Душа проявляет себя только на этой планете потому, что эта планета эволюционирует. Эволюция — это постоянный прогресс, постоянное достижение. Если кто-то хочет совершать прогресс, если хочет идти за пределы, тогда это самое подходящее место. В других мирах существа уже довольны достигнутым. Они не хотят превосходить свои достижения ни на дюйм. А здесь, на земле, вы не удовлетворены, я не удовлетворен, никто не удовлетворен достигнутым. Неудовлетворенность не означает, что мы злимся на кого-то или на этот мир. Нет! Неудовлетворенность означает, что у нас есть постоянное стремление идти за пределы и за пределы. Если у нас есть лишь капля света, мы хотим больше света. Мы постоянно хотим расширяться.

У этой планеты есть такое внутреннее побуждение. С одной стороны, она темна, невежественна, ее не интересует божественная жизнь. А с другой стороны, у нее есть огромное внутреннее побуждение, которое большинство людей пока не осознает. Когда это внутреннее побуждение начинает работать, нашим возможностям нет конца, нашим достижениям нет предела. А когда мы достигаем Бесконечного, мы, естественно, превосходим достижения других миров.

Вопрос: Существует ли связующее звено между внутренним миром и внешним миром?

Шри Чинмой: Да, звено между внутренним и внешним миром есть. На самом деле, мы не уделяем внутреннему миру никакого внимания. Большую часть времени мы находимся на поверхности. Двадцать четыре часа в сутки мы двигаемся, говорим, кричим и живем в суете и спешке внешнего мира. У нас нет и пяти минут для медитации или концентрации на своем внутреннем, реальном мире.

Настоящий духовный искатель чувствует, что внешний мир обретает должный смысл, только когда мы питаем внутренний мир. Наше тело — это внешний мир. Три раза в день мы неизменно кормим свое тело. Мы делали это и будем продолжать делать это до последнего вздоха. С другой стороны, глубоко внутри нас есть божественное дитя, которое называется душой. Мы не находим времени, чтобы накормить этого ребенка. До тех пор, пока душа, которая является сознательным представителем Всевышнего в нас, не будет исполнена, мы не сможем быть исполненными во внешней жизни.

Как нам установить это связующее звено? Если мы владеем божественным искусством концентрации, если мы владеем божественным искусством медитации, если мы владеем божественным искусством созерцания, мы можем легко и осознанно объединить эти два мира. И, к своему величайшему удивлению, мы увидим тогда, что внешний мир, который сейчас полон сложностей, дисгармонии и так далее, непременно станет гармоничным, простым, открытым и искренним. Внутренняя жизнь обладает способностью упрощать сложности внешней жизни. Внутренний мир и внешний мир должны идти рядом. Иначе, что произойдет? Внутренней жизни придется тысячи лет ждать возможности, чтобы предложить Истину Всевышнего всему миру, а внешняя жизнь тысячелетиями будет оставаться бесплодной пустыней.

Между этими двумя мирами, безусловно, существует связь. Нам нужно сознательно почувствовать это звено и в конечном счете коснуться этого звена и укрепить его решимостью своей души, и посвященным служением, и готовностью своего тела. Сейчас тело прислушивается к уму. Когда ум говорит: «Иди этим путем», — тело идет. Но в следующее мгновение ум говорит: «Нет, нет, нет! Это не тот путь. Иди в другом направлении», — и тело подчиняется. Так тело оказывается пойманным ограничениями. Но далеко за пределами владений ума есть душа, которая наполнена светом. Если мы сознательно стараемся получить свободный доступ к внутреннему существу, душе, то, естественно, свет души выйдет на передний план и каждое мгновение будет помогать нам справляться с кромешной тьмой внутри нас и вокруг нас. И в конце концов мы увидим, что мы либо преобразовали эту тьму в свет, либо ушли от тьмы на многие и многие миллионы миль и купаемся в море бесконечного Света.

Если физическое тело будет прислушиваться к душе, а не к неверящему и полному сомнений, изощренному, сложному, разрушительному и неустремленному уму, то с каждым мгновением связь между этими двумя мирами будет укрепляться и они будут дополнять друг друга. Иными словами, внутренний мир будет нуждаться во внешнем мире как в своей колеснице, а внешний мир будет нуждаться во внутреннем мире как в своем возничем. Если у колесницы нет возничего, она бесполезна, ибо без возничего колесница не может двигаться. С другой стороны, если у возничего нет колесницы, он тоже бесполезен. Так что, необходимы и возничий и колесница. Они в равной степени важны. Подобно этому, в равной степени важны внешняя жизнь и внутренняя жизнь.

Воин во внешнем мире блещет своими доспехами.
Воин в мире внутреннем сияет своей медитацией.

Внутренний мир принадлежит просветлению души.
Внешний мир принадлежит решительности жизни.