У любой духовной дисциплины есть два неизбежных и неделимых крыла: абсолютное терпение и твердая решимость.
В духовном путешествии растущая самоотдача и абсолютная уверенность в Боге легко могут противостоять силе невозможности.
Сделай всего три шага вперед — и Господь твой. Что это за три шага? Первый шаг — это устремление. Второй шаг — самоотдача. Третий шаг — уверенность в своем Божественном.
На ранних этапах духовной практики полагаться во всем на Божественное, считая, что личное усилие не является обязательным, — все равно, что пытаться танцевать, не научившись ходить.
Тапасья (интенсивная, или строгая, дисциплина) говорит устремленному: «Я позволю тебе видеть Бога». Отречение говорит устремленному: «Я сделаю так, чтобы Бог видел тебя».
Верность — единственный ключ от Двери Всевышнего, который есть и у тапасьи, и у отречения.
В конечном счете, между тапасьей и отречением нет какого-либо различия. Отречение, если оно полное и успешное, является результатом очень напряженной тапасьи, и ничем иным.
Чем более полное отречение устремленного, тем ярче улыбка его духовного существа.
Духовное существо с любовью влияет на отречение. Воля уверенно влияет на знание.
Отречение — самая подходящая сеть для поимки Божественного. Отречение — одновременно и мудрость, и сила в действии.
Спонтанное послушание — это оболочка рисового зерна. Сознательное отречение — сам рис.
Требующее отречение говорит Богу: «Отец, я смотрю на Тебя. Будь добр, посмотри на меня. Давай смотреть друг на друга». Преданное Отречение говорит Богу: «Отец, мне незачем смотреть на Тебя. Лишь Ты смотри на меня. Этого достаточно».
Есть три способа исполнения потребности души: либо устремленный делает шаг вперед, чтобы увидеть Божественное; либо Божественное делает шаг вперед, чтобы устремленный увидел Его; либо и устремленный и Божественное одновременно делают шаг навстречу друг другу.
Когда устремленный нещадно морит голодом свой вопрошающий ум и роскошно кормит свое отречение, Бог говорит: «Время пришло. Я иду».
Отречения не достичь за один день. В равной степени и достижение осознания не является чудом одного дня.
Несмотря на то, что регулярность духовной практики может казаться механичной, она является постоянным благословением свыше и говорит о развитии внутренней силы.
Видеть Бога лишь во время отречения в медитации — значит утверждать, что Бог скорее отсутствует в тебе, нежели присутствует.
У настоящей медитации есть свободный доступ к внутреннему существу. У настоящего посвящения есть свободный доступ к правильному сознанию и отношению.
Когда ум и витал навсегда закрывают свои глаза, отречение и внутренняя сила навсегда раскрывают свои глаза.
Дисциплина тела — это контроль секса.
Дисциплина витала — динамичный контроль агрессии.
Дисциплина ума — контроль мыслей.
Дисциплина сердца — контроль эмоций.
Дисциплина человека и божественная гордость его души идут рядом.
Вопрос: Что необходимо для жизни дисциплины?
Шри Чинмой: Жизнь дисциплины может быть результатом только одного — устремления, внутреннего зова. Когда мы молим о вещах внешних, мы порой получаем их, порой — нет. Но если наш зов искренний, исполненность неизбежно рассветает. Ребенок просит молока. Он плачет в своей колыбели в гостиной. Мать может быть на кухне, но, где бы она ни была, она прибегает, чтобы накормить ребенка молоком. Почему? Мать чувствует, что плач ребенка неподдельный и искренний. Точно так же есть внутренний зов в духовной жизни. Если у нас есть этот зов, неважно, когда мы взываем. Это может быть в полдень, утром или вечером. Внутренний зов достигает Бога в любой час, и Бог непременно исполняет этот внутренний зов. Если кто-то хочет дисциплинировать себя, если он недоволен своей неорганизованной жизнью и чувствует, что может получить от жизни дисциплины подлинную исполненность, совершенство и удовлетворение, тогда Бог непременно поможет такому искреннему искателю. Ни в чем не может быть отказано имеющему внутренний зов.
Как люди, мы молим об имени, славе и многом другом. Но мы не молим об одном, имеющем первостепенную важность, — о внутреннем Богатстве Всевышнего. Что является Его внутренним Богатством? Его внутреннее Богатство — это божественное исполнение, божественное совершенство. Среди людей нет совершенных. Но быть абсолютно совершенными — наша цель. Это совершенное Совершенство может прийти только в результате самодисциплины. Самодисциплина предшествует самооткрытию. А самооткрытие является предвестником проявления Бога.
Бог — сама готовность. И он более чем жаждет предложить нам Свое совершенное Совершенство. Но для этого совершенного Совершенства необходимо превратиться в восходящий зов, который мы называем устремлением, постоянным устремлением. Когда это пламя устремления поднимается к Высшему, оно озаряет все вокруг, всю тьму. И чем выше оно поднимается, тем более значительным и исполняющим будет наше проявление.
Каждый устремленный должен быть божественным солдатом. Он должен сознательно и постоянно использовать свою божественную энергию, чтобы превращаться в освобожденную душу.
Искушение безумствует до тех пор, пока не будет схвачено самообладанием. А когда безраздельно господствует самообладание, разочарование видит лик осознания.