Шри Чинмой

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Духовность

Духовная жизнь

Что такое духовность? Это общий язык человека и Бога. Здесь, на земле, у нас сотни и тысячи языков, чтобы люди могли понимать друг друга, но, когда дело касается Бога и человека, есть всего один язык, и этот язык — духовность. Тот, кто следует путем духовности, может легко говорить с Богом лично.

Вопрос: Не могли бы вы объяснить, что такое внутренний голод?

Шри Чинмой: Если вы недовольны или разочарованы, если кажется, что вы не достигли того, чего хотели, это не обязательно означает, что у вас внутренний голод. Но у вас может быть такое чувство, что внутри есть нечто бескрайнее, светлое, исполняющее, позитивное, но в данный момент вы его не имеете. Вам кажется, что внутри — покой, однако у вас нет к нему доступа. Если вы чувствуете внутри себя что-то божественное и понимаете, что нуждаетесь именно в этом, значит, это и есть устремление. Голод ощущается по причине духовной потребности. Если вам что-то нужно и вы знаете, где это находится, вы будете стараться получить это. Когда у вас есть такой голод, следующее, что нужно сделать, — это утолить его.

Если вы начинаете духовную жизнь из-за разочарования, недовольства или отчаяния, вы можете в ней и не остаться. Сегодня вы недовольны кем-то или чем-то, а назавтра скажете: «Нет, попробую-ка еще раз. Возможно, на этот раз я получу удовлетворение». Вы потерпели неудачу и потому недовольны, а завтра вы можете сделать еще попытку, как делают люди. Но спустя какое-то время вы увидите, что от желаний остается только разочарование и неудовлетворенность. Если ваше желание не исполняется, вы разочарованы. И даже добившись желаемого, вы по-прежнему не удовлетворены. В жизни желания удовлетворения нет.

В конце концов, вы говорите: «Нет, я больше ничего не буду желать как все люди. Я пришел из Простора и хочу снова войти в этот бесконечный Простор». Это устремление. Когда вы устремляетесь, вы стараетесь войти в бескрайний океан Покоя, Света и Блаженства. Но когда вы что-то желаете, вы просто пытаетесь обладать объектом своего желания. Когда вы устремляетесь, вы прыгаете в реальность и чувствуете эту реальность как собственную.

Когда Бога просят о чем-то материальном, одному Богу известно, даст Он это или нет, потому что только Бог знает, действительно ли это необходимо человеку. Когда человек получает то, о чем он молил, часто это только усиливает его желания. Но если он не получает того, о чем просил, он разочарован и недоволен Богом. Но именно Бог решает, что лучше: получить ему это или нет. Что касается вас, поскольку вы искренний искатель и молитесь Богу и медитируете о Боге ради Покоя, Света и Блаженства, то, даже если Он не дарует этого так, как вы хотите, вы все равно будете удовлетворены, потому что по-прежнему чувствуете внутреннюю радость и внутренний покой. Вы просто скажете: «Ему лучше знать. Видимо, я еще не готов. Поэтому Он и не дает мне того, о чем я просил. Но Он даст мне это в тот день, когда я буду готов». В жизни устремления удовлетворение дает, на самом деле, не достижение, а само устремление. Именно устремление является вашим удовлетворением.

В духовной жизни мы не прогрессируем любой ценой. Духовность нельзя обрести притягивая и подталкивая, она — нечто спонтанное. Я не могу навязать вам духовную жизнь и не могу отнять у вас духовную жизнь или внутренний зов. Но если в вас есть что-то духовное, я могу вдохновить вас. Если у вас есть одна духовная монета, тогда благодаря моему вдохновению вы можете получить миллионы духовных долларов. Но для начала вам необходимо иметь маленькое пламя внутри.

Очень многие люди еще крепко спят. Для них вопроса о духовности не возникает. Как бы искренне мы не пытались, мы не сможем разбудить их. Вы находитесь на духовном пути, это означает, что вы уже проснулись и встали. Но если вы пытаетесь притянуть духовный Свет, вы совершаете ошибку. Вы можете получить его только тогда, когда Свет приходит сам, когда вы приносите его силой своего устремления. В противном случае, если у вас нет достаточной восприимчивости, ваш сосуд попросту лопнет, когда будет нисходить Свет.

Как можно получить этот Свет свыше? Для этого необходима постоянная практика. Если вы практикуете ежедневно, вы непременно будете расширять свое сознание. Сознание неустремленного человека связано землей, оно совсем не расширяется. Но когда вы устремляетесь, сознание расширяется и ваша восприимчивость увеличивается. Поэтому, молясь или медитируя, вы без труда можете удерживать нисходящий Свет и Покой.

Вопрос: Я ищу большей радости в жизни, но не уверена, что мне следует заняться медитацией, чтобы обрести ее?

Шри Чинмой: Если жизнь не доставляет вам радости, а вы чувствуете, что хотите радости, это означает, что вы голодны. В духовной жизни, если вы голодны, вы станете есть духовную пищу. Если вы не голодны, вы не будете есть. На протяжении пятнадцати или двадцати лет вы не интересовались духовной жизнью искренне и серьезно. Поскольку вы столько лет не медитировали серьезно, то, сразу бросившись в море духовности, вы не сможете плавать. Вы не можете изменить свою природу сразу. Это необходимо делать неторопливо, постепенно и постоянно. Вначале немного подвигайтесь в воде, затем постепенно учитесь плавать. Наконец, придет время, когда вы сможете плавать хорошо. Но поскольку у вас есть внутренний голод, это означает, что вы готовы начать плавать.

Вопрос: Говоря о необходимости превзойти прошлое, вы упомянули, что наш мир постоянно эволюционирует. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

Шри Чинмой: Каждый человек должен знать и чувствовать, насколько лично он прогрессирует. Когда он принимает духовную жизнь и идет путем духовности, он непременно будет видеть внутренний прогресс. Во внутреннем мире он достигает Покоя, Света и Блаженства, но во внешнем мире его природа все еще не совершенна. Чтобы проявить эти божественные качества во внешнем мире, требуется время. Если мы смотрим только на его внешнюю активность, мы разочарованы. Но погружаясь глубоко внутрь, мы видим, сколько Покоя, Света и Блаженства этот человек уже получил. И со временем он сможет проявить то, что есть у него внутри. Мы обязательно проявим то, что внутри нас, либо завтра, либо послезавтра.

Вопрос: Что происходит, если, практиковав некоторое время духовную жизнь, решаешь передохнуть и продолжить свое путешествие немного позже?

Шри Чинмой: В обычной жизни, пройдя одну милю, можно на время остановиться и передохнуть, прежде чем продолжить путешествие. Но в духовной жизни не так. В духовной жизни, как только вы начинаете отдыхать, в вас входит сомнение, входит страх, входит подозрительность. В вас входят всевозможные негативные силы и разрушают все ваши возможности. Потенциально вы остаетесь теми же, в конечном счете вы осознаете Бога. Но возможность, которая у вас когда-то была — золотая возможность, — потеряна. Если вы перестанете медитировать и оставите духовную жизнь, достигнутый вами прогресс будет утрачен. Люди не станут получать от вас хороших вибраций, никто не будет получать от вас вдохновения, вы не сможете дарить улыбку своей души. Вы вернетесь обратно в старую жизнь и затеряетесь в невежестве.

Однако квинтэссенция совершенного вами прогресса останется в душе. Эта квинтэссенция никогда не утрачивается, даже несмотря на то, что во внешней жизни вы не можете пользоваться ею. Квинтэссенция совершенного вами прогресса останется внутри вашего сердца. И спустя пять или десять лет, или в следующей инкарнации, когда вы вновь захотите медитировать, эта квинтэссенция выйдет на передний план. Если вы молитесь Богу очень искренне, чтобы снова вернуться в духовную жизнь, ваш предыдущий прогресс отчетливо проявится в вашей жизни.

Поэтому всегда будьте начеку и бегите к своей Цели со всей быстротой, на какую способны. Не останавливайтесь, пока забег не будет выигран, иначе невежество отбросит вас к тому месту, с которого вы начали.

Вопрос: Некоторые говорят, что мечта всегда лучше реальности и что поиски лучше, чем само достижение, потому что, когда цель достигнута, дальше идти некуда. Применимо ли это также к духовной жизни?

Шри Чинмой: Необходимо знать, что у духовной жизни конца путешествия нет, потому что Бог не удовлетворен и не может быть удовлетворен каким-то определенным стандартом. Сегодняшняя мечта преобразуется в завтрашнюю реальность. Однако, и завтрашняя реальность будет невыразительной по сравнению с реальностью, к которой мы направляемся на следующий день. Нашей реальности нет конца потому, что в нас постоянно пребывает бесконечное Божественное. И наша цель — изменить лик реальности с яркого на более яркий, самый яркий, и с высокого на еще более высокий, самый высокий. И даже в этом наивысшем реальность должна идти еще дальше, и дальше, и дальше за пределы, потому что Бог не принимает, не может принять и не примет окончания Своего творения. Творение — Его прогресс, Его собственное движение, и Бог хочет бесконечного прогресса в бесконечном множестве направлений. Духовная жизнь

Вопрос: Я часто вижу в своей духовной жизни взлеты и падения. Я всегда надеюсь, что больше не упаду, но это происходит постоянно.

Шри Чинмой: Поначалу взлеты и падения в духовной жизни испытывает каждый. Когда ребенок учится ходить, он поначалу спотыкается и падает снова, и снова, и снова. Но через некоторое время он начинает ходить как положено и, наконец, бегать. В конечном счете он сможет бегать настолько быстро, насколько позволит его способность. Но маленький ребенок не вправе ожидать, что побежит сразу так же быстро, как бегает его отец, поскольку способность отца намного больше.

Вы испытываете взлеты и падения. Когда вы наверху, необходимо чувствовать, что вы получаете проблеск своей окончательной способности. А когда вы падаете, вам просто следует понимать, что это всего лишь временная неспособность. Вас не должно удручать, если вы видите, что более опытные в духовной жизни бегут. Когда-то они тоже спотыкались.

Сейчас небо, возможно, укрыто тучами, но настанет день, когда солнце вновь засияет со всей своей лучезарностью. Когда вы испытываете низкие мгновения страха, сомнения, недостатка устремления, вам следует чувствовать, что это не будет длиться вечно. Подобно ребенку, который упал, вы должны стараться подняться вновь. Однажды вы научитесь ходить, затем бегать и, наконец, бегать быстрее быстрого, не падая.

Вопрос: Теперь, когда я начал духовную жизнь, у меня стало больше проблем с желаниями. Дает ли мне Всевышний эти еще большие желания, чтобы укрепить меня?

Шри Чинмой: Когда мы начинаем жизнь устремления и духовности, Всевышний не приносит в наш ум или жизнь еще больших желаний. Именно Он даровал нам устремление, зачем же Ему давать нам желания, которые являются полной противоположностью устремлению? Нет. Он не станет намеренно задерживать наш прогресс. Кажется, что эти желания появляются неожиданно, но на самом деле они не новы для нас. Они существовали в нашей жизни и прежде, просто мы замечали их меньше, поскольку наша жизнь была целиком опутана мириадами желаний.

Прежде чем начать духовную жизнь, мы все были бессознательными, тигр внутри нас спал. Но когда этот тигр видит, что мы стараемся покинуть его царство, он говорит: «Куда ты? Какое ты имеешь право оставлять меня? Прежде, чем ты уйдешь, я тебя съем». До тех пор, пока желание-тигр уверено, что мы останемся с ним навсегда, оно не чувствует необходимости угрожать нам или запугивать нас. Но когда мы пытаемся выбраться из своего рабства-клетки, невежество-тигр старается помешать нам. Оно самым неистовым образом нападает на нас с сомнениями и другими небожественными силами, едва почувствует, что мы стараемся уйти от него.

Когда мы живем обычной жизнью, в ней нет интенсивности. Сегодня у нас одно желание, завтра четыре, а послезавтра — десять или двадцать. Но мы редко бываем энергичными даже в своих попытках добиться и исполнить собственные желания. Наши желания — это просто требования. У нас нет способности или готовности трудиться ради их исполнения. Мы хотим быть богатыми, или знаменитыми, или великими, или гениальными, или красивыми, но мы совершенно не трудимся ради исполнения этих желаний, мы даже не молимся искренне об их исполнении.

Когда искатель приходит на путь духовности, не приняв его всем сердцем, или когда он еще не очень опытен, те же самые желания могут выйти на передний план во время медитации. Он станет думать: «Этот человек очень богат, тот очень красив, а у того есть хорошие качества, которых нет у меня». Пока он молит о Покое, Свете и Блаженстве, часть его существа может сознательно и намеренно лелеять желание стать мультимиллионером. И тогда интенсивность медитации этого искателя встречается с земными желаниями. Что же затем происходит? Интенсивность входит в желания и делает их еще более сильными, чем прежде.

Именно через непросветленный ум желания пытаются оказать на нас влияние даже после того, как мы начали жизнь устремления. Духовная жизнь Лучшее, что можно сделать, — никогда не давать никакой нечистоте в форме желания, сомнения, беспокойства, зависти или каких-либо неустремленных мыслей входить в ум во время медитации. Если во время медитации мы лелеем желания или какие-то нечистые мысли, мы попросту наращиваем способность негативных сил и делаем свое духовное путешествие более трудным.

Когда в нашу жизнь устремления приходят желания, мы не должны их бояться. Нам нужно принимать их как препятствия. Это верно, что, если на пути нет препятствий или помех, мы будем бежать быстрее. Но когда препятствия есть, то всякий раз, преодолевая преграду, мы получаем дополнительные силы и ободрение стараться преодолеть еще одну. Если у нас нет преград, значит, нам везет. Но если из-за долгого общения с невежеством они есть, нам следует чувствовать уверенность, что мы сможем преодолеть их, потому что у нас есть устремление, внутренний импульс преодолеть все препятствия и достигнуть Цели.

Если мы идем глубоко внутрь, мы можем принять каждую трудность как благо. Прежде мы были наедине со своими проблемами. Теперь мы стали сознательными устремленными, в нашу жизнь вошла Милость Бога. Милость Бога постоянно помогает искателю. Она стоит между трудностью и искателем. Если, начиная духовную жизнь, человек видит миллионы препятствий, он может принимать их еще и как миллионы благословений, поскольку в них есть просветляющая Милость Бога. Чем раньше перед нами появятся проблемы, тем лучше, потому что тогда мы сможем в самом начале преодолеть их. Мы не должны испытывать неблагодарности к Богу, а также не должны проклинать свою судьбу, когда появляются трудности. Нужно быть благодарными за то, что Бог извлек на поверхность всю нашу нечистоту, чтобы как можно скорее просветлить и преодолеть ее. Сегодня или завтра нам придется встретиться со своими врагами и победить их. Делая себя достойными Сострадания и Милости Бога, мы легко сможем преодолеть свои проблемы.

Вопрос: Как мне победить в битве между светом и тьмой, которая происходит внутри меня?

Шри Чинмой: Во внутренней жизни мы постоянно боремся с истиной и ложью. Часто случается, что, несмотря на знание истины, мы не следуем этой истине, находя это чрезвычайно трудным, в то время как то, что не является истиной, возможно, более соответствует нашим нынешним внешним потребностям. И в это время мы совершаем величайшую ошибку.

Что происходит, если принимать ложь как очень близкую себе? Истина остается безмолвной. Но если мы жаждем следовать истине, тогда ложь приходит и бьет, оскорбляет и обескураживает нас. В то же время, истина не очень стремится считать нас близкими, поскольку видит, сколько раз мы касались ее стоп и обещали слушаться ее, но вновь и вновь эти обещания оказывались пустыми словами. Мы говорим, что будем идти путем истины, но в следующий момент идем и слушаем ложь, потому что находим в этом больше удовольствия. Истина слышала наши ложные обещания сотни и тысячи раз.

Когда мы действительно стараемся выполнить эти обещания, мы можем заметить, как ложь дергает нас за ум. «Куда ты? — спрашивает она. — Ты ведь обещал, что всегда будешь со мной». Но приходит день, когда истина видит, что мы абсолютно искренни, и тогда она изо всех сил сражается против лжи. И если мы становимся полностью едины с истиной, мы видим, что у всех темных сил внутри и вокруг нас не остается иного выбора как сдаться.

Кроме того, иногда искренняя молитва не приносит удовлетворительных результатов только потому, что избранный Богом Час еще не наступил. Если фермер надеется собрать богатый урожай вскоре после того, как начал обрабатывать землю, он будет разочарован и забросит это поле, если не увидит никаких результатов после нескольких недель искренних усилий. Хотя искренность важна, время по-прежнему является величайшим фактором. Поле может дать зрелый урожай только в избранное Богом время. Наше время и время Бога не обязательно совпадает, и очень часто не совпадает. Став на сто процентов отреченными, мы поймем, что, если мы не получаем удовлетворительных результатов сейчас, мы можем ждать Часа Бога вечно. Но если у нас нет отречения, мы не примем Волю Бога. Мы станем жертвами депрессии, уныния и отступим в битве, и, конечно, окажемся неудачниками.

То, в чем мы нуждаемся, — это свет. Но, если свет не приходит, мы должны быть готовы ждать Вечность, пока бесконечный Свет не наполнит все наше внутреннее и внешнее существо. И тогда ложь тотчас почувствует, что мы готовы ждать миллионы лет ради того, чтобы купаться в море Света, и потеряет к нам свой интерес. Если Бог захочет, Он может тотчас дать нам то, чего мы хотим, но если Он чувствует, что время еще не пришло, нам придется подождать. Тогда, если у нас есть терпение, которое само является продолжением света или сознания, мы поймем, что умножаем свет, который имеем, и свет, который входит в нас.

Вопрос: Я не настолько восприимчив, как хотелось бы. Почему?

Шри Чинмой: Нашу восприимчивость снижают враждебные силы, которые нападают на нас. Они могут нападать просто потому, что наше посвящение Всевышнему еще не полное. Иногда противится ум устремленного, иногда противится витал, а иногда физическое или даже тонкое физическое. Если появляется одна из таких брешей, враждебные силы могут нападать на нас.

Существует и еще одна причина, по которой мы невосприимчивы. Пока мы по-настоящему не уверены в том, чего на самом деле хотим — жизни желания или жизни устремления, — враждебные силы будут стоять между нашим желанием и нашим устремлением. Устремление приводит нас к цели, к реальности, но желание сразу же заводит дружбу с нашими врагами. Враждебные силы всегда начеку, они пытаются разделить нас. Они стараются отделить нас от нашего устремления. Что же они делают потом? Они приводят желание и пытаются убить устремление. И очень часто это им удается. Но духовно бдительный человек примет устремление и войдет в желание, чтобы преобразовать его. Если желание входит в устремление, устремление умирает. Если устремление входит в желание, желание преобразуется.

Что касается вас, если вы стали жертвой враждебных нападений, то это произошло, в основном, по двум причинам. Первая причина в том, что духовному устремлению сердца яростно противится физическое. Вы не можете навсегда избавиться от всех своих небожественных и негативных качеств, потому что неосознанно лелеете негативные мысли. Вам кажется, что эти качества по-прежнему являются для вас исполняющими во внешней жизни, в витальной жизни. Ваше внутреннее устремление бежит гораздо быстрее, чем ваши физические способности и потребности. Физическое постоянно играет роль грабителя. Душа что-то приготовила для вас, а физическое забирает и растрачивает это. Вы получаете у души свет и распространяете его повсюду вокруг. Физическое получает свет, но не использует его для собственного просветления.

Вторая причина нападений — это неуверенность. Осознаете вы или нет, но вы боитесь Бесконечного. С одной стороны, вы хотите нырнуть в море Бесконечности. С другой стороны, у вас есть чувство неуверенности. Вы хотите знать, что именно получите от этого моря Бесконечности. Вам нужно знать, что вы получите несметное богатство бессмертного Сознания, которое наполняет собой всю вселенную. Ваша душа хочет обладать им, но ваш физический ум боится. И пока у вас есть страх, хотя бы капля страха, у враждебных сил есть возможность беспощадно нападать на вас. Если нет полного принятия или осознания своей истинной цели, тогда враждебные силы непременно будут мучить вас. Но если страха нет и вы уверены в своей цели, тогда враждебные силы никак не смогут напасть на вас. Если вы сможете принять Бесконечность как свое сокровенное, о котором вы забыли, если сможете увидеть, что всегда были этой Бесконечностью, тогда страх не придет.

Его исправление
и его проявление

Он исправляет
Свои бесчисленные недостатки,
Думая о Совершенстве Бога.

Он проявляет
Трансцендентальное Совершенство Бога,
Становясь Душой Устремления Бога.