Шри Чинмой

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Игра внутренних сил

Сомнение

Почему не верить легче, чем верить?

Почему не верить легче, чем верить? Не верить легче, чем верить, потому что неверие — это действие нисхождения, в то время как вера — действие восхождения. Спускаться легче, чем подниматься.

Не верить легче, чем верить потому, что неверие — это действие разрушения, а вера — действие созидания. Строить гораздо труднее, чем разрушать.

Не верить легче, чем верить потому, что неверие — это действие эгоцентричного ума, в то время как вера — действие бескорыстного сердца.

Неверие начинает свое путешествие в сомневающемся уме и заканчивает его в разрушающем витале. Вера начинает свое путешествие в просветляющей душе и продолжает шагать по просторам царства устремленного сердца.

Неверящий человек, крепко закрыв глаза, говорит нам, каковы другие люди, каков этот мир и что он сам может сделать для всего мира, если захочет. Верящий человек, широко открыв дверь своего сердца, говорит нам, что сделал для него Бог, что Бог делает для него и что Бог для него сделает.

Неверие по-своему совершенно. Неверие находит свое совершенство в вихре разделения. Вера самосовершенствуется. Вера находит свое совершенство в музыке вселенского единства.

Неверие говорит: «Будь осторожен, будь осторожен, а не то я проглочу тебя». Вера говорит миру: «Входи, пожалуйста, входи. Я с нетерпением ждала тебя».

Неверие ненавидит мир. Почему? Потому что оно чувствует, что мир совсем не его и никогда не сможет быть его миром. Неверящий человек постоянно чувствует, что этот мир не принадлежит ему и он никогда не сможет править миром. Именно поэтому неверящий человек осмеливается ненавидеть мир.

Человек веры любит мир. Почему? Он верит, что наш мир — поистине устремленное Тело Бога, сияющая Мечта Бога и исполняющая Реальность Бога.

Если в духовной жизни человек лелеет неверие, он просто увеличивает расстояние к изначальной Цели. Но если у искателя есть изобилие веры в духовную жизнь и в поиск высшей Истины, тогда он, несомненно, сокращает это расстояние. Наконец, если его внутреннее существо переполнено безграничной верой, тогда он чувствует, что Цель, Цель Запредельного, сама бежит к нему, а не он пытается достичь этой Цели.

Приходит время, когда неверующий человек, полностью разочаровавшись, хочет в гневе убить окружающий мир. Но, к своему глубокому удивлению, он видит, что дикое невежество этого мира уже пронзило его самого. Он хотел убить мир своим гордым знанием, но прежде, чем он смог сделать это, мир и его дикое невежество убили его самого.

Человек веры хочет любить этот мир. К своему глубокому удивлению, он видит, что все его существование — в самом сердце мира. Мир уже установил трон для человека веры в сокровенных тайниках своего сердца.

В духовной жизни неверие — это не что иное, как преступление. Когда мы не верим, мы вливаем в свою систему медленно действующий яд, мы убиваем свои возможности и способности, и сознательно и намеренно барахтаемся в удовольствиях невежества.

Почему мы не верим? Мы не верим, потому что боимся единства, боимся простора. Нам кажется, что, войдя в простор, мы утратим личность, утратим индивидуальность, потеряем саму свою жизнь. Но мы забываем неоспоримую истину о том, что вхождение в беспредельное — это не что иное, как расширение своего обожествленного сознания.

Для обычного, неустремленного человека не иметь неверия чрезвычайно трудно. Устремленный человек, устремленный искатель знает, что в нем есть что-то, подталкивающее его к Свету и Реальности, ибо его жизнь — жизнь сознательного осознания. Неустремленный человек чувствует, что нечто извне тянет его назад, тянет к тому, что свяжет его.

Когда мы сознательно не верим в кого-то, мы не осознаём того факта, что внутренний магнит притягивает к нам небожественные качества этого человека. Что происходит, когда человек чего-то достиг, а мы не придаем этому значения? Человек и его достижения остаются теми же, верим мы в них или нет. Но у него есть также несовершенства, нечистота, ограниченные способности, и наше неверие — это магнит, притягивающий его несовершенства. Если же мы верим и предлагаем свою веру, тогда мы чувствуем, что у нас есть магнит, притягивающий хорошие качества, божественные качества, просветляющие качества этого человека.

Если мы не верим в Бога, если не верим в Реальность, Бог остается таким же. Но происходит вот что: невежество, его кишащая безбрежность, получает возможность окутать нас еще сильнее и полнее, чем раньше. А если мы верим в Бога, Сострадание Бога получает уникальную возможность работать в нас и через нас очень сильно.

Чем глубже мы входим в духовную жизнь, тем полнее осознаем способности неверия и веры. Неверие — не что иное, как разрушение. Вера — не что иное, как новое творение. Каждый раз, когда мы верим во что-то, мы видим лик нового творения в себе и вокруг. А когда мы делаем шаг вперед и наша внутренняя вера разрастается, мы видим в себе совершенного человека и освобожденную душу.

Во внутренней жизни нам видны роли страха и сомнения, смелости и уверенности.

Страх. Что это такое? Если мы ведем духовную жизнь, мы вскоре понимаем, что страх — это настоящий враг. Что он делает? Он покупает гроб задолго до того дня, когда нам суждено умереть.

Сомнение. Что оно делает? Оно начинает копать нам могилу, когда мы еще живы, когда еще исполняем свои земные обязанности.

Храбрость. Храбрость — это внешнее выражение или проявление несокрушимой внутренней воли. Если наша жизнь наполнена внутренней волей и внешней храбростью, мы в любое мгновение можем стать перед реальностью, посмотреть на эту реальность и превратиться в нее.

Уверенность. Уверенность говорит нам, что Бог — наш. Бог не монополия какого-то индивидуума. Даже осознавшие души не осмеливаются утверждать, что Бог принадлежит только им одним. Нет, ничего подобного. У каждого человека есть право заявить, что Бог принадлежит ему, а он принадлежит Богу. Уверенность дает ему ощущение, что он и Бог — вечно едины, а Богоосознание — его право от рождения.

Живущая и эволюционирующая вселенная, умирающая и гибнущая вселенная. Когда мы устремляемся, когда сознательно, одухотворенно и спонтанно стараемся идти за границы конечного, мы живем в живущей и эволюционирующий вселенной. Когда мы сознательно или неосознанно лелеем сомнение, зависть, страх, несовершенство, зависимость, ограниченность и смерть, мы живем в умирающей и гибнущей вселенной.

Сомнение оставит нас, лишь когда мы почувствуем, что нам суждено сделать что-то для Бога. От слова «суждено» мы получаем огромную энергию. Это слово выводит на передний план безграничную храбрость. Даже если кто-то слаб от природы, но его удастся убедить, что ему суждено работать для Бога, тогда из внутреннего мира вперед немедленно выходит героизм. Он будет бороться с любыми препятствиями с такой силой и внутренней решимостью, которые удивят его самого. Препятствия могут прийти к нему в форме нечистоты, тьмы, зависти, страха и сомнения, но слово «суждено» сокрушит гордыню всех этих негативных сил. Всему, что небожественно, придется капитулировать перед этим словом. Так что, если у нас есть такая внутренняя и внешняя уверенность, говорящая, что нам суждено служить Богу, тогда цель может быть достигнута безошибочно.

Сомнение — худшая из возможных нечистот в уме человека.

Сомнение — это влекущая вниз сила на низкой и неустремленной стадии эволюции искателя.

Приходит ли вера спонтанно или благодаря усилию?

Вера приходит спонтанно. Вера приходит благодаря усилию. В духовной жизни искренний, опытный и отреченный искатель может иметь спонтанную веру и будет иметь ее. Вера, которая приходит благодаря личному усилию, без божественной Милости и безоговорочной Защиты Бога, не может быть столь же эффективной, как спонтанная вера.

Спонтанная вера — дар Бога, позволяющий человеческому видеть, чувствовать и превращаться в само воплощение Бога. Вера, которая приходит благодаря личному усилию, — это земное открытие человека, хотя, в какой-то мере, оно тоже необходимо.

Верить — значит видеть. Видеть — значит верить. Когда верить означает видеть, искатель становится совершенным инструментом, который Всевышний использует по-своему. Когда видеть означает верить, искатель дает торжественное обещание Богу и самому себе, что он осознает и исполнит Бога на земле. Но в этом нет определенности, нет гарантии. Он может исполнить свое божественное обещание, а может и нет, ибо в любую секунду долгого путешествия он может подвергнуться нападению бесчисленных сомнений, страхов, зависти, беспокойства и невежества-ночи.

Вера благодаря усилию — это принятие, простое принятие Истины и Света. Эта вера обычно ментальная или интеллектуальная. А спонтанная вера — сознательное и постоянное единство с Истиной и Светом. Это не значит, что вера благодаря личному усилию бесполезна, личное усилие имеет свою ценность, но эта вера не столь сильна и определенна, как спонтанная вера.

Не только обычные люди, но и многие духовные гиганты страдали от сомнений и других небожественных качеств своей природы, прежде чем преданно и всем сердцем приняли духовный путь. Поэтому, когда в духовной жизни на нас нападают сомнения, мы не должны чувствовать себя обреченными. Вера, пришедшая изнутри, возглавляет божественную духовную армию, и эта армия разбивает сомнения, или, точнее, просветляет сомнения, превращает несовершенство в совершенство и преобразует зависимость и ограниченность в божественную завершенность.

У нас есть два важных органа: глаз и ухо. Глаза довольно часто, если не всегда, верят самим себе. Уши очень часто верят кому-то другому. Таковы человеческие глаза и человеческие уши. Но божественное око, третий глаз, верит одному лишь видению Божественности, а божественные уши верят только истине Реальности. Когда мы прислушиваемся к внутреннему приказу, когда наделены способностью превратиться в постоянное послушание своему Внутреннему Кормчему, мы чувствуем присутствие спонтанной веры внутренне и внешне. Вера — это реальность нашего внутреннего послушания. Такова божественная вера. А вера благодаря усилию — это ограниченное, тренированное человеческое понимание. Вера — это сила. Настоящий искатель бесконечной Истины знает это. Неискренний и неустремленный искатель понимает, что вера — это сила, но не может идти дальше этого понимания или осведомленности, в то время как искренний, настоящий, преданный и самоотреченный искатель знает, что вера — это динамичная сила, и эта сила — его собственная.

Мы видим дерево. Дерево покрывается цветами, и вскоре появляются плоды. Цветок — предвестник плода. В духовной жизни вера — это цветок. Вера — божественный ангел, входящий в нас как предвестник Господа Всевышнего.

Веру можно культивировать. Если веры нет, можно ее развить. Как? Это возможно через общение с искренними духовными людьми, которые думают больше о Боге, чем об удовольствиях. Есть также люди, которых интересует в человеке только Бог, и если мы будем общаться с ними, мы станем культивировать веру. А когда у нас будет вера, мы сможем гулять с Богом в Его Саду Света и Восторга.

Но в духовной жизни спонтанная вера не должна быть последним словом и не может им быть. Есть нечто бесконечно выше и глубже веры, и это верность. Когда у нас есть вера, мы можем совершать значительный прогресс в течение дня, месяца или года. Но неосознанно или сознательно становясь жертвой небожественных сил, наша вера теряет свою силу. И тогда, несмотря на присутствие веры, мы не можем совершать быстрого прогресса в духовной жизни.

Силы веры, даже спонтанной веры, недостаточно, чтобы привести нас к изначальной Цели. Вера подобна детскому музыкальному инструменту, на котором можно играть ограниченное число часов или лет. Но когда есть верность, мы приходим к пониманию, что мы — вечные игроки и, в то же время, вечные инструменты. А затем, продвигаясь дальше и глубже, мы приходим к пониманию, что игрок — это некто другой, Господь Всевышний, а мы — Его инструменты. Он — вечный Исполняющий, а мы — его вечно избранные инструменты.

Спонтанная вера дает почувствовать, чем мы вечно являемся — избранными детьми Бога. Но если у нас нет верности, не будет и постоянного удовлетворения и чувства, что мы с Ним вечно едины, что мы представляем собой Его, и само наше присутствие на земле — проявление Единого Абсолютного Всевышнего. Только тогда, когда наше внешнее и внутреннее существо наполнено верностью, мы можем проявлять Бога здесь, на земле. Вера в себя и верность Богу должны бежать вместе.

Если вы скажете, что у вас совсем нет веры в себя, но вы полны верности Богу, я должен сказать, что вы не сможете идти очень далеко. Вам необходимо иметь неизменную верность, изобилие верности не только Богу, но самому себе, ибо вы — сын Бога или дочь Бога. Когда вы действительно чувствуете себя ребенком Бога, вы обнаруживаете, что дружить с невежеством ниже вашего достоинства. Реальность, Вечность, Бессмертие и Бесконечность — не абстрактные слова, они — ваше право от рождения. Когда у вас будет такого рода уверенность, Бог прольет Свои самые избранные Благословения на ваши преданные головы и отреченные сердца.

Но верность себе не должна переходить своих границ. Я уже говорил, что необходимо иметь верность, неизменную верность в огромной мере. Но также нужно помнить об источнике этой верности, помнить, откуда она исходит. Порой вы можете думать: «О, я так упорно работаю ради осознания абсолютной Истины, ради своего совершенства. Все это мои усилия, мои усилия. На один процент этот труд будет сделан Милостью Всевышнего, а на девяносто девять процентов это мои личные усилия». Но когда рассветет заря самого благоприятного дня и вы осознаете Абсолют, вы увидите совсем противоположное: ваша верность позволила вам вложить один процент личных усилий для достижения осознания, а Бог добавил остальные девяносто девять процентов в качестве Своей божественной Милости, безоговорочной Милости. А когда вы будете готовы проявить свое осознание, на вас низойдет еще более высокая и глубокая истина. Вы поймете, что и этот один процент верности, что вы имели и который был абсолютно необходим, был также подарен Богом.

Среди бесчисленного множества людей именно вы были избраны бежать к Свету. Остальные продолжают спать крепким сном. Абсолютная Милость, безусловная Милость Бога вдохновила вас выйти из невежества и посмотреть в сторону Света. И поскольку именно Он вдохновил и пригласил вас сознательно участвовать в Своей космической Игре, нужно понимать, что и тот один процент, что был у вас в начале, также пришел непосредственно от Бога, Абсолютного Всевышнего.

У некоторых людей веры нет, они хотят идти негативным путем. Неважно, как далеко они заходят, их ум все равно говорит им, что Бога нет. Но в силу своего единства с Богом и человечеством, я хочу сказать, что на этой земле у них не будет даже временного удовлетворения, не говоря о постоянном удовлетворении. Настанет день, когда они почувствуют, что отсутствие веры и отрицание Бога не дает им того, в чем они нуждаются. И они будут вынуждены искать исполняющую веру.

Мы — те, кто уже начал идти путем духовности, — предвестники. В конечном счете все побегут к единой трансцендентальной Цели. Большая часть человечества не будет вечно плестись позади. Однажды все дети Бога, неважно, насколько они неосознанные или неустремленные сейчас, побегут к единой Цели. Эта Цель — божественное открытие собственной Божественности и непрерывное и совершенное проявление своей вечной Реальности.

Мы сомневаемся в Боге по своей воле. Мы сомневаемся в Боге, поскольку думаем, что Он невидим. Мы сомневаемся в Нем, поскольку думаем, что Он неслышим. Мы сомневаемся в Боге, поскольку думаем, что Он непостижим.

Но что мы сделали, чтобы видеть Его? Что сделали, чтобы слышать Его? Что сделали, чтобы понять Его?

Молились ли мы одухотворенно каждый день, чтобы видеть Его? Ответ — нет. Любили человечество преданно, чтобы слышать Его? Нет! Служили божественному в человечестве, чтобы понять Его? Нет! Мы не молились Богу. Мы не любили человечество. Мы не служили божественному в человечестве. И при этом мы хотим видеть Бога прямо перед собой. Это невозможно.

Видеть Бога можно благодаря внутреннему зову, который мы называем устремлением, восходящим пламенем внутри нас. Каждое мгновение это пламя возносится к высшему. Если мы знаем, как взывать внутренне, это пламя будет взмывать высоко, выше, в высшее, и, возносясь, озарять мир вокруг.

Сомнение можно победить. Его необходимо победить. Как? Единственный ответ — постоянной и одухотворенной концентрацией в уме, медитацией в сердце и созерцанием всего своего существа.

Каждый человек может одновременно быть борцом и прощающим. Когда его мучает сомнение в себе, он должен играть роль борца. А когда его унижает собственное невежество, он должен играть роль прощающего.

Как победить сомнение? Соблюдайте обет внутреннего безмолвия, внутренней медитации и самоотверженного служения. У сомнения не будет сил кричать на вас. Ему придется умереть, и оно умрет навсегда.

Наказание

Сомнение — это наказание самого себя.
Вера — это самораскрытие.

Страх — это наказание самого себя.
Смелость — самовосстановление.

Разделение — это наказание самого себя.
Союз — самопросветление.

Ненависть — это наказание самого себя.
Любовь — самоисполнение.

Ведущие

Сомнение, не приходи ко мне!
А если ты придешь,
Я отведу тебя к Вере.
Я и Вера, мы уничтожим тебя.

Страх, не приходи ко мне!
Если ты придешь,
Я отведу тебя к Воле.
Я и Воля, мы уничтожим тебя.

Вера, приди же ко мне!
Отведи меня к реально существующей стартовой точке.
Воля, приди же ко мне!
Отведи меня к изначальной Цели.

Все они бескорыстны

Сомнение делится своей способностью
С умом, поэтому
Сомнение бескорыстно.

Высокомерие делится своей способностью
С виталом, поэтому
Высокомерие бескорыстно.

Сонливость делится своей способностью
С телом, поэтому
Сонливость бескорыстна.

Неуверенность делится своей способностью
С сердцем, поэтому
Неуверенность бескорыстна.

Неопределенность делится своей способностью
С душой, поэтому
Неопределенность бескорыстна.

Человек делится своим невежеством-способностью
С Богом, поэтому
Человек бескорыстен.

Вопрос: Если вы скажете, что можете переплыть океан, я отвечу: «Посмотрим, как вы это сделаете», и не признаю вашу способность, пока не увижу это собственными глазами. И лишь затем, увидев, как вы это делаете, скажу: «Ну вот, теперь вы можете меня учить».

Шри Чинмой: Хорошо. Но если вы просите меня доказать мою способность плавать, вам придется дать мне возможность сделать это. Если вы просите доказать эту способность со связанными за спиной руками и связанными ногами, я вряд ли смогу что-либо доказать. Или если вы не даете мне войти в воду или закрываете глаза и отказываетесь смотреть, как я это делаю, вряд ли я смогу что-либо доказать вам.

У духовного Учителя есть способ доказать подлинность своей философии или осознания, но вы должны дать ему возможность сделать это. Я бы попросил вас оставить свои сомнения, нечистоту, привязанности и желания на несколько месяцев и искренне, преданно и одухотворенно медитировать со мной. Если бы вы позволили мне доказать это таким образом, то очень скоро увидели бы и почувствовали истину. Но если вы скажете: «Нет, я не хочу от вас такого доказательства. Я хочу, чтобы вы представили Бога, Истину и Свет передо мной прямо сейчас», — что я тогда смогу? Тогда я беспомощен. Если бы я даже представил вам Бога, Истину и Свет, — что я мог бы сделать, — ваши внутренние глаза были бы плотно закрыты, и вы бы ничего не увидели и по-прежнему продолжали сомневаться в моих способностях и моей истине.

Как во внешнем мире нужны глаза, чтобы видеть, что происходит вокруг, так и во внутреннем мире нужен третий глаз, чтобы видеть, что происходит внутри. Чтобы убедиться в подлинности духовного Учителя, необходимо внутреннее зрение. Внешние глаза, которые служат уму, бесполезны для внутреннего видения. Если вы хотите проверить подлинность духовного Учителя, медитируйте и идите глубоко внутрь, успокойте свой ум и постарайтесь войти в универсальное Сознание. И только тогда вы увидите, правду говорит этот духовный человек или нет. Лишь тогда вы станете компетентным судьей.

Но не стоит надеяться, что вы станете компетентным судьей внезапно. Если вы хотите стать электриком, вы отдаете себя на год или два в руки опытного электрика и аккуратно следуете его наставлениям. По истечении этого срока, если он обучал вас плохо, вы можете сказать: «Ты был неквалифицированным» или «Ты и сам не знаешь, что делаешь». Богоосознание — бесконечно более сложное дело. Если духовный человек говорит: «Я могу привести тебя к Богу», — необходимо точно следовать его инструкциям как минимум год или два, только чтобы получить предварительный опыт, который покажет, что вы на правильном пути. Если же вы сомневаетесь в нем с самого начала, вы не даете шанса ни ему, ни себе. Если Учитель говорит: «Я видел Свет, и я отведу тебя к Свету», — вам нужно предоставить ему возможность вести вас к Свету. Нужно быть терпеливыми и относиться к нему со всем своим послушанием. Я пользуюсь словом «отречение», но полное послушание необходимо даже в самом начале. Для этого нужно полностью отвергнуть сомневающийся ум, заставить себя прекратить сомневаться силой строгой самодисциплины, даже если это всего лишь на время. Например, вы должны сказать себе: «Я не буду сомневаться в течение двух лет и дам этому человеку шанс показать мне Свет». Но если вы сомневаетесь в его учении, пытаясь при этом учиться у него, вы просто разрушаете свои благоприятные возможности.

Если вы хотите увидеть что-то во внешнем мире, нужно отправиться туда. Во внутреннем мире — то же самое. Если духовный человек говорит, что делает то или это, нужно достичь его уровня, его плана, чтобы это увидеть. Все можно увидеть, почувствовать и оценить в соответствующем мире. Я не знаток науки, потому что никогда не входил в этот мир. Я не компетентен судить о ней на ее уровне. Физическую истину необходимо искать в физическом мире, а духовную истину — в духовном мире.

У людей Запада есть особая проблема развитого ума. Иметь высоко развитый интеллектуальный ум — действительно препятствие в духовной жизни. Но если вы измените и преобразуете его, он может стать очень полезным инструментом. Мне бы хотелось рассказать об этом индийскую притчу.

Один искатель, изучивший тысячи и тысячи духовных книг пришел к Учителю и сказал: «Учитель, я изучил все, чему могут научить книги, и теперь хочу учиться у тебя».
— Ты не годишься мне в ученики, — ответил Учитель.
— Как это я не гожусь тебе в ученики? — возмутился искатель. — Среди твоих учеников столько невежественных людей, в то время как я изучил множество книг и все священные писания.
— Все, чему ты научился, — ответил Учитель, — тебе придется забыть, а им ничего забывать не нужно. На твоих плечах гигантское бремя. И пока ты его не сбросишь, ты ничему у меня не научишься. А эти мои невинные ученики не отягощены книжной информацией, они чисты.

Затем Учитель попросил искателя принести альманах и открыть его на определенной странице. «Тут написано, что в этот самый час пойдет ливень. Теперь сожми этот лист бумаги. Идет ли дождь? Сожми книгу. Идет дождь? Ты сжал книгу изо всех сил, но дождя нет. Книжное знание — знание теоретическое. Один только опыт — практическое знание. Забудь все, чему ты учился столько лет, и тогда сможешь стать моим учеником».

Индийские Учители порой очень, очень строги или, можно даже сказать, грубы со своими учениками, когда те обращаются с интеллектуальными вопросами. Иногда они безжалостно осаживают своих учеников. Они хотят показать им, что излишняя интеллектуальность будет лишь препятствовать их духовному развитию.

Нет маленького друга

Нет маленького друга.
Капля веры
Наполняет энергией все мое существо.

Маленькая частица любви
Возносит все мое существование
К Небесам.

Незначительная доля отречения
Делает меня единым,
Неделимо единым
С Бесконечностью.