Шри Чинмой

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Смерть и реинкарнация

Является ли смерть концом?

Смерть не является концом. Смерть никогда не может быть концом.

Смерть — это дорога. Жизнь — путник. Душа — проводник.

Когда путник устает и выбивается из сил, проводник советует ему сделать короткий или продолжительный отдых, после чего путешествие возобновляется.

В обычной жизни, когда неустремленный человек барахтается в трясине невежества — это настоящая победа смерти. Если в духовной жизни устремленный не взывает о высшем свете, блаженстве и силе — это рождение его смерти.

Чему же мы можем научиться у внутренней жизни, той жизни, которая желает угасания смерти? Внутренняя жизнь говорит нам, что жизнь одухотворенно ценна, время плодотворно ценно. Жизнь без устремления времени бессмысленна. Время без устремления жизни бесполезно.

Наш ум думает о смерти. Наше сердце думает о жизни. Наша душа думает о бессмертии. Ум и смерть можно превзойти. Сердце и жизнь можно расширить. Душа и бессмертие могут быть исполнены.

Что же такое смерть, в конце концов? Смерть — это спящее дитя. А что такое жизнь? Жизнь — это дитя, каждое мгновение играющее, поющее и танцующее перед своим Отцом. Смерть — это спящее дитя в Сердце Внутреннего Кормчего. Жизнь — это вдохновение. Жизнь — устремление. Жизнь — осознание. Жизнь — не рассуждающий ум. Жизнь — не интеллектуальный ум. Жизнь — не игра разочарования. Нет, жизнь — это послание божественности на земле. Жизнь — это сознательный канал Бога для исполнения божественности в человечестве, на земле.

Придет время, когда в отдыхе не будет никакой необходимости. Только Жизнь будет господствовать безраздельно, Жизнь Запредельного. Эта Жизнь не является и не может быть исключительной монополией отдельного человека. Всем предстоит наполниться потоком этой Жизни вечно превосходящего Запредельного, ибо именно здесь, в этой Божественной Жизни, Бог полностью проявит Себя на земле.

Смерть, расскажи мне, пожалуйста

— Смерть, расскажи мне, пожалуйста,
Что-нибудь о себе.

— Я расскажу о себе
Самое важное:
Я люблю Бога, ибо Он всевышне велик.
Я люблю человека, ибо он безнадежно беспомощен.

Вопрос: Почему смерть необходима? Почему душа не может продолжать прогрессировать и развиваться в одном и том же теле?

Шри Чинмой: В настоящее время в смерти есть потребность, смерть для нас необходима. Мы ничего не можем делать длительное время без перерыва. Мы играем сорок пять минут или час, а затем устаем, и нам нужно отдохнуть. То же происходит и с нашим устремлением. Допустим, мы живем шестьдесят или семьдесят лет. Из этих шестидесяти или семидесяти лет мы, возможно, медитируем двадцать или тридцать дней, или всего лишь несколько часов. Обычный человек не способен устремляться в медитации в течение четырех часов, двух часов и даже одного часа. Откуда же у него появится устремление, или реальность, или сознание, которое сразу приведет его к вечной Истине или к бессмертному Сознанию?

Сейчас смерть помогает нам в некотором смысле, она позволяет нам немного передохнуть. Затем, когда мы возвращаемся, мы приходим с новой надеждой, новым светом, новым устремлением. Но если бы у нас было сознательное устремление, восходящее пламя, все время горящее внутри нас, мы бы увидели, что физическую смерть можно легко победить. Настанет день, когда в смерти не будет необходимости. Но сейчас у нас нет такой способности, мы слабы. Тем не менее, у духовных Учителей, освобожденных душ, действительно есть власть над смертью, но они покидают тело, когда этого хочет от них Божественное.

Обычный человек, взваливший себе на плечи бремя всей своей семьи на двадцать, тридцать или сорок лет, скажет: «Я устал. Теперь мне нужен отдых». Для него смерть действительно имеет смысл: душа отправляется в область душ и наслаждается коротким отдыхом. Но для божественного воина, для искателя Изначальной Истины смерть не имеет смысла. Он хочет, чтобы его прогресс был безостановочным, непрерывным. Поэтому он будет стараться жить в постоянном устремлении, вечном устремлении. И с этим вечным устремлением он постарается победить смерть, чтобы быть вечным внешним проявлением Божественного в себе.

Вопрос: В своем дневнике в описании одной из медитаций, вы упоминаете, что смерть — это препятствие. Я же всегда думал, что вы считаете смерть переходом, который просто позволяет нам заново рождаться и совершать непрерывный прогресс.

Шри Чинмой: Да, я говорил, что смерть — это переход. Я говорил, что жизнь и смерть подобны двум комнатам, жизнь — моя гостиная, а смерть — спальня. Когда я сказал, что смерть — это препятствие, я говорил о смерти с другой точки зрения. Что такое препятствие? Препятствие — это нечто, не позволяющее нам идти дальше. Это ограничение, которое мы не можем преодолеть.

Эта жизнь — золотая возможность, которая дана нам Всевышним. Но возможность — это одно, а достижение — другое. Духовная эволюция, внутренний прогресс очень последовательны, очень медленны и, в то же время, очень важны. Естественно, есть люди, которые сотни и тысячи инкарнаций будут следовать нормальному, естественному циклу рождения и смерти. Затем, в один из дней Вечности Бога они осознают Бога. Но есть некоторые искренние, настоящие устремленные, которые дают одухотворенное обещание, что они осознают Бога здесь и сейчас, в этой инкарнации. Они говорят это, хотя знают, что это не первая и не последняя их жизнь. Они не хотят ждать будущих инкарнаций. Они чувствуют, что жизнь без Богоосознания бесполезна, и хотят иметь его как можно скорее. В таких случаях, если приходит смерть, а они все еще не имеют осознания, смерть становится препятствием. Возможно, кому-то суждено умереть в возрасте пятидесяти лет, но он одухотворенно устремляется и может, с одобрения Всевышнего, отсрочить смерть еще на двадцать-тридцать лет. Что он будет делать в это время? Он будет продолжать искренне устремляться, глубоко медитировать, возвышенно созерцать. Он будет подобен бегуну, который беспрепятственно мчится к своей Цели. И за эти дополнительные двадцать-тридцать лет он сможет достичь своей более далекой Цели.

Но если вмешивается смерть, он не осознаёт Бога в этой жизни. Очень немногие души могут сразу же ухватить нить своего прошлого вдохновения в последующей инкарнации. Как только человек появляется на свет, небожественные космические силы приходят и нападают, а невежество, ограниченность и несовершенство этого мира пытаются скрыть душу. В детстве, в годы формирования, человек ничего не помнит. Ребенок невинен, невежественен и беспомощен. Затем, спустя несколько лет, начинает работать ум. В возрасте от восьми до двенадцати лет ум все усложняет. Так что на протяжении первых одиннадцати, двенадцати или тринадцати лет последующей инкарнации почти все души, даже самые великие и духовные, не помнят о своих прошлых достижениях и глубочайшем внутреннем зове.

Есть духовные Учители или великие искатели, получающие несколько высоких переживаний в детстве или начинающие думать или петь о Боге в очень раннем возрасте, но обычно между достижениями души на земле в прошлой инкарнации и детскими годами нынешней инкарнации нет какого-либо прочного соединяющего звена. Существует едва уловимое звено, но на протяжении первых двенадцати-тринадцати лет оно существенно не проявляется.

Некоторые души не возвращают себе устремления своей прошлой инкарнации до возраста пятидесяти-шестидесяти лет. С духовной точки зрения, эти пятьдесят-шестьдесят лет их жизни — абсолютно напрасно растраченное время. Так что, если в этой инкарнации человек теряет пятьдесят лет и в прошлой инкарнации им потеряно двадцать-тридцать лет, тогда это уже восемьдесят потерянных лет. В этом смысле я говорю, что смерть — настоящее препятствие. И мы должны устранить это препятствие своим устремлением, своим непревзойденным устремлением. Устремление должно быть как пуля. Оно должно проходить сквозь стену смерти.

И хотя на это может потребоваться какое-то время, внутреннее существо в конце концов сознательно выходит на передний план, и человек в своей новой инкарнации начинает молиться и медитировать о Боге очень сильно и искренне. В этот момент он видит, что в действительности из его прошлого ничто не утрачено. Все сохранено в Сознании Матери Земли, которая является общим банком. Душа будет знать, чего она достигла на земле благодаря тому, что все это надежно хранилось в сознании земли-банка. Вы кладете деньги в банк. Затем, например, можете отправиться в Англию, а спустя шесть или больше лет вернуться и получить свои деньги. Душа делает то же самое, оставляя землю на десять или двадцать лет. Все достижения души хранятся невредимыми в сознании Матери Земли. Когда душа возвращается на землю, чтобы трудиться для Бога, Мать Земля возвращает их.

Сохраняется все, за исключением времени. Но лучше осознать Бога как можно скорее, чтобы не терять своего сознательного устремления в переходный период. Если мы сможем пробыть на земле от пятидесяти до ста лет с огромным, искренним устремлением, тогда мы способны совершить многое. Если мы получаем помощь настоящего духовного Учителя, тогда осознать Бога можно за одну, или две, или три инкарнации. Если настоящего Учителя нет или нет искреннего устремления, это займет сотни и сотни инкарнаций.

Вопрос: Не могли бы вы рассказать о Вечности и вечной Жизни?

Шри Чинмой: В силу собственного внутреннего осознания, будучи духовным человеком, я могу сказать, что душа не умирает. Мы знаем, что мы вечны. Мы пришли от Бога, живем в Боге, превращаемся в Бога и собираемся исполнить Бога. Жизнь и смерть — как две комнаты, и переход от жизни к смерти подобен переходу из одной комнаты в другую. Место, где я нахожусь сейчас, — моя гостиная. Здесь я разговариваю с вами, медитирую с вами, смотрю на вас. Здесь мне необходимо физическое тело, я должен работать и быть активным. Но есть и другая комната — моя спальня. Там я отдыхаю, сплю. Там мне никому не нужно демонстрировать свое существование, там я существую только для себя.

Наша земная жизнь приходит от бесконечной Жизни, божественной Жизни. В этой земной жизни мы можем оставаться на земле в течение короткого промежутка времени, скажем, пятидесяти или шестидесяти лет. Но внутри этой связанной землей жизни есть безграничная Жизнь. Спустя какое-то время мы входим в коридор смерти на пять, десять или двадцать лет. Когда мы входим в этот коридор, душа покидает тело для краткого или продолжительного отдыха и возвращается в область душ. Если человек был духовным, душа вновь обретет здесь вечную Жизнь, божественную Жизнь, которая существовала до рождения, существует между рождением и смертью, существует в смерти и, в то же время, идет за пределы смерти.

Пока мы живем на земле, мы можем перенести себя в царство вечной Жизни с помощью устремления и медитации. Но просто войдя в бесконечную Жизнь, мы еще не владеем этой Жизнью, нам нужно сознательно и постоянно превращаться в нее. Если мы начинаем жизнь медитации, медитация должна в конечном счете стать неотъемлемой частью каждого мгновенья. Когда мы способны медитировать двадцать четыре часа в сутки, мы вдыхаем вечную Жизнь непрерывно. Во внутреннем сознании мы становимся едиными с душой.

Когда мы живем в душе, смерти как таковой не существует. Есть лишь постоянная эволюция нашего сознания, нашей устремленной жизни. Но когда мы живем в теле, всегда присутствует смерть. Как только в ум приходит страх, мы тотчас умираем. Как только приходят какие-то негативные силы, мы умираем. Сколько же раз мы умираем каждый день! Страх, сомнения и беспокойство постоянно убивают наше внутреннее существо.

Смерть и душа

У меня есть две комнаты: гостиная и спальня. В своей гостиной я работаю и беседую с людьми. Здесь людям нужно видеть меня и мне нужно с ними общаться. Я называю эту комнату жизнью. В другой комнате, где я сплю, мне не нужно работать или говорить с кем-то, потому что я ухожу туда отдыхать на больший или меньший период времени. Жизнь в обычном смысле этого слова там проявлять не нужно. Так вот, эту комнату я называю смертью. Совершенно ясно, что эта комната тоже моя.

Вы боитесь смерти, потому что вам кажется, что смерть не ваша, а жизнь — ваша. Вы считаете жизнь домом, она вам знакома, в то время как смерть — чужая страна, нечто совершенно незнакомое. Но это не так. И жизнь и смерть — обе находятся внутри вас.

Во внутренней, или духовной, жизни мы называем «мертвыми» те души, которые не устремляются и не совершают никакого прогресса. Что требуется от того, кто хочет устремляться и прогрессировать? Сознание. Ему нужно осознавать, полностью осознавать свой ум, витал и физическое и обращаться внутрь, чтобы чувствовать, видеть и превращаться в вечно наполняющий энергией и вечно преобразующий восторг души.

Смерть неизбежна потому, что наше нынешнее тело несовершенно. Оно отказывается расти бесконечно и божественно. Оно не раскрывается для вечной Жизни. Но мы не всегда будем страдать от этой ограниченности. Тело станет более сознательным, тело будет устремляться, чтобы низводить свыше все больше и больше Света, Блаженства, Покоя и Силы в свое внутреннее и внешнее существо и, в конечном счете, превратится в совершенство. И тогда смерть не будет неизбежной. Фактически, умрет сама смерть.

В настоящее время тело умирает, и душа отдыхает. Но душа не забывает унести с собой квинтэссенцию переживаний, которые она получила, пока находилась в стране живых. Отдыхая, она усваивает эту квинтэссенцию своего прошлого. Когда усвоение заканчивается, душа готовится к новому путешествию. Она приступает к выбору нового рождения, новой обстановки, новых условий, новой личности и новой миссии. После этого душа идет ко Всевышнему для беседы и с Его божественного одобрения нисходит в физический мир.

Рождение и смерть неделимы. Рождение предшествует смерти, смерть сменяет рождение. То, что нам необходимо для соединения рождения и смерти, — это Жизнь. Как ни странно, эта Жизнь существовала до нашего рождения, она существовала между рождением и смертью и будет существовать после смерти, протягивая свои широко распростертые руки в Вечность, Бесконечность и Бессмертие.

Опытный искатель видит и чувствует, что он обретает новое рождение и новую смерть каждое мгновение, по мере того как его душа переходит от одного мимолетного переживания к другому. Когда тело, витал и ум живут в душе и переживают, а точнее становятся вечным переживанием Всевышнего, только тогда вечная Жизнь Бога проникает в наше человеческое существование.

Смерть, как часто
ты говоришь с Сатаной?

— Смерть, как часто ты говоришь с Сатаной?
— Я никогда не говорю с Сатаной.
Я ненавижу его!
Я ненавижу его жестокость,
Я ненавижу реальность его существования-невежества.
Он просто невыносим!

— Почему, Смерть, почему?
— Тебе известно, почему.
Я люблю и Небеса и землю.
Я люблю цветок красоты Небес.
Я люблю плод долга земли.

Вопрос: Получает ли душа какие-то переживания в мирах, куда она уходит после того, как оставляет тело?

Шри Чинмой: Как только душа оставляет физическое тело, тело входит в физическую оболочку, витал входит в витальную оболочку, а ум — на ментальный план. Душа проходит через тонкое физическое, витальное, ментальное, духовное и, наконец, входит в область самой души. По мере прохождения каждого из этих планов, душа забирает с собой квинтэссенцию всех переживаний, которые имела на земле. На этих планах душа получает различные тонкие переживания, но эти переживания не будут проявленными. Если душа получает здесь, на земле, какое-то переживание, то сегодня или завтра это переживание непременно проявится. Душа может устремляться в любом мире. В высших мирах у нее будет только устремление, и это устремление в конечном счете примет форму переживания. Само по себе устремление — это переживание. Но те переживания, которые душа получает здесь, на земле, через все части своего существа, непрерывно ведут ее к более полному проявлению Божественности.

Вопрос: Действительно ли ад — какое-то место в витальных мирах, или он просто состояние сознания?

Шри Чинмой: На физическо-ментальном уровне ад — это место. Оно предназначено для опыта витала. Если вы ведете плохую жизнь, вам придется отправиться туда. Там настоящее мучение, невообразимое мучение, особенно для тех, кто совершает самоубийство. Для них это мучение бесконечно хуже нахождения в кипящем масле. Страдание, через которое проходят самоубийцы в тонком физическом и тонком витальном, немыслимо, невыносимо. Долгое время они не получат следующей инкарнации. Затем, после многолетних страданий в витальном мире, когда они все же получают инкарнацию, они рождаются неполноценными: слепыми, парализованными, ментально или психически неполноценными и так далее. И это не только на одну инкарнацию. Если они не прощены духовным Учителем или Милостью Бога, это продолжается в течение довольно многих инкарнаций. Но и это не все, ибо с самого начала они причиняют беспокойство всей семье, в которой рождаются. К примеру, если бывший самоубийца рождается сумасшедшим, он создает серьезные проблемы для всей своей семьи. К тому же, эти души часто ухудшают собственную и без того плохую карму, потому что не меняются и продолжают жить по-старому. Однако, если есть Милость Бога или вмешивается духовный Учитель, душа получает помощь.

Так что, когда мы живем в грубом физическом сознании, или в сознании тела, ад — действительно место. Но нам нужно понимать, что на высшем духовном уровне ад, так же как и Небеса, является планом сознания. И Небеса и ад начинаются в уме. В тот момент, когда мы думаем о чем-то хорошем, в тот момент, когда мы молимся и медитируем и стараемся предложить тот внутренний свет, который получили в медитации и молитвах, мы начинаем жить на Небесах. В тот момент, когда мы о ком-то плохо думаем, кого-то критикуем или вынашиваем дурные мысли, мы входим в ад. Небеса создаем мы, ад создаем мы. Своими божественными мыслями мы создаем Небеса. Своими дурными, глупыми, небожественными мыслями мы создаем внутри себя ад. Как Небеса, так и ад — состояния сознания глубоко внутри нас. Когда мы идем глубоко внутрь, мы видим в себе всю вселенную. Внутри физического тела есть тонкое тело, а внутри тонкого тела, в сердце, мы обнаруживаем существование души. Затем оттуда, если пойти глубоко внутрь, мы увидим всю вселенную.

О чем ты говоришь с Богом, Смерть?

— Как часто ты говоришь с Богом, Смерть?
— Я говорю с Богом постоянно.

— Можешь ли ты сказать мне,
О чем вы говорите?

— Я говорю о своих достижениях
И своих разочарованиях.
Я рассказываю Богу о своих достижениях на земле,
И своих Разочарованиях на Небесах.
А Бог рассказывает мне о Своих достижениях на Небесах
И Своих разочарованиях на земле.

— Я понял.
Спасибо тебе, Смерть.

Вопрос: Какова цель реинкарнации?

Шри Чинмой: За одну земную жизнь мы не можем сделать всего. Оставшись в мире желаний, мы никогда не сможем исполнить себя. Как ребенок имеет миллион желаний, так и мы, даже достигая семидесятилетнего возраста, видим, что определенное желание не было исполнено и чувствуем себя несчастными. Чем больше наших желаний исполнено, тем больше желаний у нас возникает. Мы хотим один дом, затем два дома, одну машину, затем две, и так далее. И этому нет конца. Когда же наши желания исполняются, мы обнаруживаем, что по-прежнему не удовлетворены. И тогда мы становимся жертвами новых или еще больших желаний.

Нам дороже всего Бог. Неужели вы думаете, что Бог позволит нам остаться неисполненными? Нет! Цель Бога именно в том, чтобы исполнить каждого и исполнить Самого Себя через нас. Он заставляет нас возвращаться вновь и вновь, чтобы исполнить свои желания. Если в этой инкарнации кто-то стремится стать миллионером, а в конце своего путешествия видит, что миллионером не стал, тогда, если его желание очень сильное, ему придется возвращаться до тех пор, пока он действительно не станет миллионером. Но став им, он увидит, что в определенном смысле остался по-прежнему нищим, ибо у него нет покоя ума. Но если он войдет в мир устремления, денег у него может и не быть, но у него будет покой ума, и это настоящее богатство.

Став на путь желания, мы сталкиваемся с бесконечной чередой желаний. Но став на путь устремления, мы видим целое и в конечном счете сами становимся этим целым. Мы знаем, что, осознав Бога, мы найдем в Боге все, ибо это все именно в Боге. Поэтому в конце концов мы покидаем мир желаний и входим в мир устремления. Там мы уменьшаем свои желания и больше думаем о Покое, Блаженстве, божественной Любви. Чтобы обрести немного Покоя, каплю нектара, могут понадобиться долгие годы. Но духовный человек готов неопределенно долго ждать Часа Бога, когда его устремление будет исполнено. И его устремление достичь этого Покоя, Света и Блаженства не будет напрасным.

Если наша цель — войти в Высшее, Бесконечное, Вечное, Бессмертное, тогда, естественно, одной короткой жизни недостаточно. Но, с другой стороны, Бог не позволит нам остаться неисполненными. В следующей инкарнации мы продолжим свое путешествие. Мы вечные путешественники. Мы должны идти и идти, пока не достигнем Цели. Совершенство — цель каждого устремленного. Мы пытаемся совершенствовать себя в несовершенном мире. Но этого совершенного совершенства никогда не достичь всего за одну жизнь.

Именно через устремление и эволюцию душа раскрывает полную способность осознания Высшего и исполнения Божественного. Сначала физическое, человеческое в нас, должно устремиться, чтобы стать единым с Божественным в нас — душой. Сейчас тело не слушается приказов души, то есть физический ум протестует. Работа физического ума скрывает божественное предназначение души, и душа не может выйти на передний план. На данном этапе эволюции большинство людей не знает и не осознает, чего хочет душа или в чем она нуждается. У них есть желания, стремление к успеху, напряжение и возбуждение. Все это идет от витала или эго, в то время как все, что сделано с сознанием души, всегда полно радости. Порой можно слышать приказы души или послания совести, но все равно не говорить и не делать того, что нужно. К сожалению, физический ум слаб, мы сами слабы. Однако, если мы начинаем устремляться умом, а затем идем за пределы ума к душе, мы без труда можем слышать приказы души и слушаться их.

Настанет день, когда душа воспользуется своими божественными качествами и заставит тело, ум и сердце понять, что они нуждаются в самооткрытии. Физическое и витал сознательно захотят слушать душу, получать наставления и руководство души. И тогда здесь, в физическом, наша природа обретет бессмертие, бессмертную жизнь, ибо душа полностью и неделимо станет единой с Божественным на земле. Затем нам нужно предложить свое внутреннее богатство всему миру и проявить потенциальные возможности своей души. Часто случается, что осознание может произойти за одну инкарнацию, но для проявления душа должна спускаться на землю вновь и вновь. До тех пор, пока мы не раскроем и не проявим высшую Божественность, наша игра не закончена. Мы не завершили свою роль в космической Драме, поэтому нам нужно возвращаться в этот мир вновь и вновь. Но в ходе эволюции в одной из своих инкарнаций душа полностью осознает и проявит Божественное в физическом и через физическое.

Вопрос: Как долго нам еще придется реинкарнировать?

Шри Чинмой: Если человек устремляется, он приближает свое осознание. Иначе обычному человеку требуются сотни и сотни инкарнаций, прежде чем придет настоящее осознание. Устремленные, которые сознательно приходят на путь духовности и стараются дисциплинировать себя силой внутреннего зова, естественно обретут осознание раньше, чем те, кто все еще спят и не осознают внутренней жизни.

После того как человек осознает Бога, ему больше не нужно принимать инкарнации, если такова Воля Бога. Если человек устал, он может сказать: «Нет, я не хочу ничем помогать человечеству, я хочу только осознать Бога. А после осознания я хотел бы остаться на каком-то другом плане сознания». Но некоторые осознавшие души все же хотят вернуться на землю-сознание и служить устремленному человечеству. Все это зависит от конкретной души и Воли Бога.

Вопрос: Объясните, пожалуйста, как закон кармы влияет на нас в этой и следующей жизни?

Шри Чинмой: Мы несем свое прошлое внутри себя. Это непрерывный поток. «Что посеешь, то и пожнешь». Необходимо знать, что если мы поступаем плохо, то рано или поздно мы получаем результат либо в физическом мире, либо во внутреннем мире. Если я регулярно ворую, однажды меня либо поймают и посадят в тюрьму, либо я пострадаю каким-то иным образом. А если я поступаю хорошо, если молюсь, медитирую и веду себя божественно, я также получу соответствующий результат.

Порой мы видим, что совершивший что-то плохое наслаждается жизнью. Но возможно, он совершил что-то выдающееся, что-то прекрасное в своей предыдущей инкарнации и сейчас пожинает плоды своего хорошего поступка, а его плохие дела еще не начали приносить плоды. На закате жизни или в будущей жизни он непременно будет наказан.

Что касается неустремленного человека, кармическое воздаяние неизбежно, неотвратимо. Закон кармы действует всегда, он, подобно змее, совьется вокруг. Человек должен заплатить плату, цену — закон кармы беспощаден. В то же время, есть то, что называется Божественной Милостью. Если я был невежественным и совершил несколько плохих поступков, но проливаю горькие слезы и молю о прощении, тогда, естественно, Сострадание Бога снизойдет на меня. Когда кто-то начинает духовную жизнь, его карма может быть легко аннулирована, если такова Воля Бога, действующая, например, через духовного Учителя. Бесконечная Милость Бога может постепенно аннулировать результаты плохой кармы человека и приблизить результаты его хорошей кармы. Если искатель не только хочет жить духовной жизнью, но и активно практикует ее каждый день, тогда он может подняться над законом кармы, ибо Бог непременно прольет Свою безграничную Милость на преданное сердце и голову этого устремленного. Разумеется, я не могу продолжать поступать небожественно и полагать, что Бог будет всегда прощать меня. Нет. Но если Бог видит внутри меня одухотворенный зов, если Он видит, что я искренен, устремлен и хочу освободиться от оков невежества, Он не только простит меня, но и даст мне необходимую силу не повторять той же ошибки еще раз.

Возвращаясь в новой инкарнации, мы естественно должны начать свое путешествие согласно результату своей прошлой кармы. Если мы совершили много плохого, нам не приходится надеяться на осознание высшей Истины в новой инкарнации. Но если присутствует Милость Бога, мы легко можем аннулировать то плохое, что совершили в предыдущей жизни.

Быстрая капитуляция,
бесстрашное сражение

Старик медленно, беспомощно
И умиротворенно
Входит во Дворец Смерти.

Смерть обдуманно,
С гордостью и триумфом
Входит в палаты Жизни юноши.

О Смерть, мне нравится
Быстрая капитуляция старика
И
Я люблю, восхищаюсь и преклоняюсь
Перед бесстрашным сражением юноши.