Шри Чинмой

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Человеческая психика

Сердце

Мое сердце

О мое сердце, я божественно горжусь тобой. У тебя нет тревоги — этой позорной и бесстыдной болезни! Ты никогда не пьешь смертельного яда — сомнения! Ничто не может быть проще твоих чистых стремлений. Ничто не может быть естественнее твоих сияющих чувств. Ничто не может быть более исполняющим, чем твоя самоотверженная любовь. Ничто не имеет более прямого доступа ко Всевышнему, чем твой сокровенный зов.

О мое сердце, твой Небесный день, который внутри земного дня, предназначен для Богоосознания. Твоя дарующая бессмертие минута, которая внутри мимолетной минуты, предназначена для Боговоплощения. Твоя раскрывающая секунда, которая внутри ускользающей секунды, предназначена для Богопроявления.

О мое сердце, прочие члены твоей семьи боятся Бога. Ты — никогда! Их беспросветный, неизменный страх — безжизненный, стойкий паралич. Они сами делают свой выбор в странствии жизни. За тебя выбирает Бог. Они хотят спасти человечество беспросветной ночью своего эго. Ты же хочешь служить человечеству ярчайшим днем своего посвящения. Их победа — победа над человечеством. Твоя победа — победа над самим собой.

О мое сердце, о сердце мое, ты — моя лодка-жизнь. Ты бороздишь не отмеченные на картах моря невежества и достигаешь золотого берега Запредельного.

Я не одинок, о мое сердце. Со мной твое парящее устремление. Ты не одиноко. В тебе и для тебя — все дыхание моей жизни.

Тебе свойственна решительная воля и надежная вера во Всевышнего. Каждый лепесток лучезарного лотоса твоей глубины непрестанно купается в лучах-нектаре трансцендентального Восторга.

О милое, самое милое сердце мое, не только ты принадлежишь Богу. Бог также принадлежит тебе.

Эмоции

Эмоции — это дар Бога. Они наполняют наши дни любящими мыслями и сияющими делами.

Эмоции говорят нам, что всевозрастающая энергия жизни непрерывно струится в нас, обновляя и оживляя внутреннее существо. Эмоции не только услаждают нашу внутреннюю жизнь и делают ее более интенсивной, но и побуждают нашу внешнюю жизнь переживать совершенство во всех сферах проявления.

В эмоциях есть вечное созидающее побуждение. Это созидающее побуждение в конце концов должно войти в Бога-идеал, который является воплощенным Бессмертием и раскрывшимся Совершенством.

Эмоции обладают внутренним восприятием божественного единства. Знание интеллекта тайно любит эмоции. Понимание ума безмолвно любит эмоции. Мудрость сердца любит эмоции открыто и одухотворенно.

Мы должны стараться открыть в себе глубочайшие глубины эмоций, чтобы стать широчайшими каналами божественного выражения красоты, радости, силы и истины.

Из-за спутанного мышления, мы пользуемся эмоциями неправильно. Но эмоции — не путаница переживания. Это реальность, которая превращается в совершенство. Это динамичная полнота завершенности.

Эмоции — не жертва разочарования. Эмоции — не демонстрация. Это внутренняя спонтанная радость, через которую мы выражаем себя во внешнем мире, в котором живем.

Когда наши психические эмоции поддерживают вдохновение и устремление, мы начинаем сознательные отношения со Всевышним, и тогда совершенная Реальность преобладает в нашем внешнем существовании и выражает себя через него.

Психические эмоции — это фонтан изобилия. И с этим фонтаном мы входим в мир раскрывающей мысли, исполняющего действия и преобразующего осознания.

Мне нужен лишь один ученик — сердце
рассказ

Жил некогда духовный Учитель, у которого были сотни последователей и учеников. Этот Учитель часто читал лекции в различных местах: церквях, синагогах, храмах, школах и университетах. Он читал лекции повсюду, куда его приглашали. Он выступал перед детьми и взрослыми. Он выступал перед студентами университетов и домохозяйками. Иногда он выступал перед опытными искателями и учеными.

Так продолжалось около двадцати лет. Но пришло время, когда Учитель решил прекратить свои лекции. Он сказал ученикам: «Хватит! Я делал это много лет подряд. Теперь я больше не буду выступать. Только молчание. Я буду хранить молчание».

Лет десять Учитель не давал лекций. Он хранил молчание в своем ашраме. Он хранил молчание повсюду. Прежде он отвечал на тысячи вопросов, а теперь даже не медитировал перед публикой. Спустя десять лет ученики стали просить его возобновить прежние выступления, ответы на вопросы и публичные медитации. Все они умоляли его, и, в конце концов, он согласился.

Ученики немедленно сделали необходимые приготовления во многих местах. Они поместили объявления в газетах и развесили повсюду афиши, сообщающие, что их Учитель вновь собирается читать лекции и проводить возвышенные медитации на публике. Учитель с несколькими любимыми учениками, с теми, которые были наиболее верными и преданными, отправился туда, где собрались сотни людей, чтобы послушать Учителя и получить ответы на свои вопросы. Но, ко всеобщему огромному удивлению, Учитель не произнес ни слова. От начала до конца встречи, в течение двух часов, он пребывал в молчании.

Некоторые ушли вскоре после начала встречи. Другие остались на все два часа, надеясь, что Учитель, быть может, заговорит в конце, однако он не сказал ни слова и после медитации. Некоторые испытали внутреннюю радость. Другие остались лишь из опасения, что, если они уйдут раньше времени, оставшиеся подумают, что они не духовны и не умеют хорошо медитировать. Итак, одни ушли, другие остались, но с большой неохотой, третьи остались, чтобы не уронить себя в глазах остальных, а некоторые остались с величайшей искренностью, преданностью и устремлением.

Так продолжалось три или четыре года. Многие безжалостно критиковали Учителя и смущали его учеников, говоря: «Ваш Учитель лжец. Чем вы оправдаете публикацию объявления в газете о том, что ваш Учитель будет читать лекцию, отвечать на вопросы и проводить медитацию? Он же только медитирует, и мы ничего из этого не узнаём. Кто может медитировать по два или три часа? Он дурачит нас и дурачит себя самого».

Некоторые из близких учеников были очень обеспокоены. Они чувствовали себя несчастными оттого, что их Учителя оскорбляют и критикуют, и вновь и вновь умоляли его выступить хотя бы с короткой лекцией и ответить в конце медитации на несколько вопросов. Наконец Учитель согласился.

На следующем публичном вечере Учитель, как ни странно, не забыл об обещании говорить, но передумал. Он начал медитировать, и вместо двух часов на этот раз медитировал четыре часа. Огорчились даже его близкие ученики. Они не могли сердиться на Учителя, ибо сердиться на Учителя — значит совершать серьезную кармическую ошибку. Но они опасались, что кто-то в зале встанет и, в самом деле, нападет на Учителя. Мысленно они готовились защищать своего Учителя в случае опасности.

Когда прошли четыре часа и не было похоже, что Учитель заговорит в конце встречи, один из очень близких учеников встал и сказал: «Учитель, пожалуйста, не забудь о своем обещании».

Учитель тотчас ответил: «Мое обещание. Да, я дал вам обещание, и теперь моя непременная обязанность — выступить с лекцией. Сегодня мое выступление будет очень кратким. Я хочу сказать, что прочел сотни лекций, тысячи лекций. Но кто их слушал? Тысячи ушей и тысячи глаз. Моими учениками были уши и глаза слушателей, — тысячи и тысячи ушей и глаз. Но я ничему не сумел их научить. Теперь я хочу, чтобы у меня были совершенно другие ученики. Моими новыми учениками станут сердца.

Я приходил с посланиями в тысячи мест. Эти послания входили в одно ухо и во мгновенье выходили из другого. Люди видели, как я выступаю и отвечаю на вопросы. Лишь на мимолетную секунду их глаза замечали что-то во мне, и потом это напрочь терялось. Когда я говорил о возвышенной Истине, Покое, Свете и Блаженстве, их уши не могли воспринять этого, потому что эти уши уже были полны сплетен, сомнений, зависти, неуверенности и нечистоты, которые накопились за многие годы. Уши были совершенно запачканы и не приняли моего послания. И глаза не воспринимали моей Истины, Покоя, Света и Блаженства, потому что глаза видели все по-своему. Когда человеческие глаза видят что-то красивое, они тотчас принимаются сравнивать. Они говорят: «Как получается, что он так значителен, его речь прекрасна, его ответы на вопросы прекрасны? Почему же я не могу быть таким же?» Так приходит зависть. И человеческие уши, и человеческие глаза отзываются завистью. Если ухо слышит хорошее о ком-то другом, тотчас приходит зависть. Если глаза видят что-то прекрасное, человека немедленно одолевает зависть.

Уши и глаза уже сыграли свою роль. Они оказались небожественными учениками, и я ничему не смог их научить. Их прогресс был совершенно неудовлетворительным. Теперь мне нужны новые ученики, и они у меня есть. Эти ученики — сердца, в которых будет расти единство, — единство с истиной, единство со светом, единство с внутренней красотой, единство с тем, что у Бога есть, и с тем, чем Бог является. Это те ученики-сердца, которые способны отождествиться с мудростью, светом и блаженством Учителя. Сердце — вот настоящий слушатель, настоящий наблюдатель, сердце — настоящий ученик, становящийся единым со светом, видением и осознанием Учителя. Отныне моим единственным учеником будет сердце».

Много раз я видел Тебя

Много раз я видел Тебя
В сокровенных глубинах своего сердца.
Я сокрушил тьму сна
Своей неодолимой внутренней силой.

Ты полностью мой,
Эта тайна вновь и вновь озаряет мой ум.
И все же, не пойму, отчего уродство мрака
Все еще живет в моем сердце.

В глубине моего сердца
улыбается синяя птица

В глубине моего сердца улыбается синяя птица,
порхает синяя птица.
На праздник блеска формы и небесного восторга
приглашены все.
Солнце, луна, горы и океан — все пришли.

Сегодня мы услышим зов Бесконечности
И устремимся к Бесконечности.
Перед нами лестница Света.
Наши сердца стали цветком Божественного Света,
Мы — надежда нашего Господа Всевышнего.
Творец этого мира — не кто иной, как наша любовь.

Мой мир — для Твоих стоп

Мой мир — для Твоих Стоп.
Моя жизнь — для Твоей Мечты.
О Безмолвие Бесконечности,
О Бессмертие Небес,
Придите, придите, придите!
Это сердце пробуждено и ждет.

Лишь одна надежда

Разбей на части все мои надежды.
Сохрани лишь одну —
Надежду выучить язык
Твоего внутреннего Безмолвия
В полном безоговорочном отречении.
В твоем чистом и свободном Небе
Я буду спокоен и совершенен.
Птица моего сердца танцует сегодня
На празднике божественного Света.

Мое нетерпеливое сердце
зовет Тебя

Скажи мне, Мать, как я могу
Вынести еще большую боль?
Если ты никогда не пробудишься
В моем сердце, я знаю,
Ночь моих страданий
Никогда не закончится.
О Мать, приди скорее!
Мое нетерпеливое сердце зовет Тебя.

О Свет Всевышнего

О несравненная Красота, о Возлюбленный,
Зажги же пламя красоты и великолепия в моем сердце.
Любя Тебя, я буду вечно прекрасным.
Пусть танец разрушения Господа Шивы
Уничтожит все оковы конечного.
Пусть Свет Всевышнего переполнит меня,
Мое сердце, мое все.
Полюбив Бесконечность,
сердце мрака взывает о цветении Света.
О Жизнь Бесконечного, даруй мне
вечный голод, зов-устремление.
Крошечная капля утратит свой raison d’etre (смысл существования (фр.))
В сердце безграничного океана.
В огне и воздухе Твоей Жизни Духа я созерцаю.
О Красота, о Золото Красоты,
О Свет Всевышнего!

Вопрос: Почему вы просите оставаться в сердце, а не в уме?

Шри Чинмой: Есть много причин, почему я прошу людей оставаться в сердце, а не в уме. Сердце знает, как отождествлять себя с Высшим, с самым далеким, самым сокровенным. Что касается ума, это не так. Ум пытается отождествить себя с объектом, человеком, чем-то ограниченным. Но такое отождествление не является чистым или полным. Когда ум пытается отождествиться, он смотрит на объект взором нерешительности, если не подозрительности. Но когда сердце хочет отождествиться с чем-то или с кем-то, оно предпочитает чувство любви и единства. Если сердце хочет посмотреть на что-то, оно смотрит на это открыто. Если ум хочет посмотреть на что-то, он склонен медлить и разделять. Сердце упрощает, ум усложняет. Ум неосознанно получает наслаждение от того, что сложно и запутанно, а сердце находит радость в простом.

Человеческий, физический, связанный землей ум — это то, что мы имеем в своем распоряжении сейчас. Но высший ум, сверх-ум, интуитивный ум и супер-ум нам еще не подвластны. В повседневной жизни мы пользуемся связанным землей физическим умом, который постоянно противоречит сам себе. К сожалению, мы редко используем сердце, которое сама любовь, само сочувствие, сама забота, сама чистота, сама гармония, само единство.

Почему я прошу уделять больше внимания сердцу и меньше уму? Потому что сердце расширяет. Душа представляет наше просветление, и душа живет именно в сердце. В духовной жизни наше сокровище — душа. Только с помощью души мы можем совершать быстрейший прогресс во внутренней жизни, а общаться с душой мы можем только медитируя в сердце. Все пути ведут к Цели, но есть особый путь, который ведет нас туда быстрее, чем все остальные. Этот путь — сердце. Он короче, безопаснее и вернее любого другого.

Мы владельцы двух комнат. Первая известна как комната-сердце, вторая — как комната-ум. Сейчас комната-ум мрачна, неосвещена, нечиста и не желает открываться свету. Поэтому нам следует оставаться в комнате-сердце, комнате света, как можно дольше. Когда мы почувствуем, что все наше существо наполнилось в этой комнате внутренним светом, тогда мы можем войти в комнату-ум и осветить ее. Но если мы войдем в комнату-ум, которая сама тьма, не имея достаточно света, мы будем пойманы там и станем жертвами невежественных, небожественных и подозрительных сил ума. Поэтому я советую ученикам вначале укрепить свое внутреннее существо, медитируя в сердце.

В сердце свет души доступен. Если мы концентрируемся на сердце, свет души рано или поздно непременно выйдет на передний план. Тогда мы поймем, что обладаем внутренним светом и будем пользоваться им по своему усмотрению. Затем мы сможем войти в комнату-ум и осветить ее. Но очень часто мы совершаем ошибку величиной с Гималаи, входя в комнату-ум только потому, что видим, что она — сама путаница и тьма. Мы должны знать, достаточно ли в нашем распоряжении света, чтобы просветлить эту тьму. Если у нас недостаточно света, нам нужно находиться только в комнате-сердце. Там мы сможем медитировать и получать внутренний свет души, пока не станем сильными внутренне. Так что, нам не стоит входить в комнату-ум в самом начале духовного путешествия. Чтобы войти в эту комнату безопасно, нам нужна внутренняя уверенность, внутренний свет и внутреннее заверение Всевышнего.

Вопрос: Как можно объединить ум и сердце?

Шри Чинмой: Есть два способа. Первый — сердцу войти в ум. Второй — уму войти в сердце. Давайте считать сердце матерью, а ум — ребенком. Либо ребенок должен прийти к матери, которая спокойна, умиротворена и полна любви, либо мать должна прийти к ребенку, который в данный момент неуверен, полон сомнений и беспокойства.

Когда мать приходит к ребенку, ребенок, то есть ум, должен почувствовать, что мать-сердце пришла с добрыми намерениями: успокоить ум, освободить и божественно исполнить его. Если сомневающийся и беспокойный ум чувствует, что сердце пришло, чтобы досаждать ему, а его беспокойство — это то очень хорошее, что он хочет оставить себе, тогда такой ум пропал. Если ребенок беспокоен, полон сомнений и подозрений, но лелеет все эти небожественные качества и считает их своими достоинствами, что же тогда может сделать несчастная мать? У сердца есть добрые намерения преобразовать сомнение ума в веру, небожественные качества — в божественные. Но ум должен быть готов к этому, он должен понять, что сердце пришло с намерением изменить его к лучшему.

Второй способ — позволить ребенку пройти через все негативное и разрушающее: страх, сомнение, подозрительность, зависть, нечистоту. В конце концов ребенок поймет, что пришла пора идти к тому, кто способен дать ему что-то лучшее. Кто это? Его мать, сердце. Мать от всей души хочет просветить собственное дитя. Если ум устремляется, он чувствует, что сердце — его мать, настоящая мать. А сердце всегда чувствует, что ум — это ребенок, которого нужно наставлять.

Оба пути эффективны. Если ум готов учиться у сердца, сердце всегда будет с радостью учить его. Мать готова помогать ребенку, служить ему двадцать четыре часа в сутки. Ребенок порой раздражается, не слушается или упрямится, полагая, что он знает все и ему нечему учиться у других. Но ум должен учиться. Даже его мать, сердце, получает знания у другого — у души, которая сам свет. Давайте назовем душу бабушкой. Мать узнает что-то от бабушки, а ребенок — от матери. Душа учит сердце, а сердце учит ум. Если мы можем видеть в отношениях сердца и ума отношения матери и ребенка — это и есть лучший способ их объединения.

В универсальном сердце все сердца — одно

Я знаю, в универсальном сердце все сердца — неделимо одно.
И все же, зная это, я раню сердца других днем и ночью.
Все мы рабы судьбы, она танцует на лбу каждого из нас.
В увядании-сне судьбы — величественный покой,
Я знаю эту тайну.
О Бриллиант моего ока,
Пролей Свое золотое Безмолвие в мое сердце.

Видения изумрудного Запредельного

Я больше не глупый покупатель
Сухих, бесплодных интеллектуальных разговоров.
Теперь я стану покупать лишь
Сотканные видения изумрудного Запредельного.
Мой гобелен-сердце
Будет ловить Улыбки величиной с Гималаи
Моего Всевышнего Кормчего.
В погребении моего затонувшего ума —
Возрождение моего восходящего сердца.
В погребении моего умершего ума —
Праздник моей всеобъемлющей жизни.

Вопрос: Говоря о сердце, которое является центром любви и покоя и местом, где живет душа, вы имеете в виду физическое сердце, или же «сердце» — просто термин, которым вы пользуетесь?

Шри Чинмой: Я говорю не о человеческом сердце, физическом сердце, которое лишь один из органов, и не об эмоциональном сердце, которое, по сути, является виталом. Я говорю о чистом сердце, духовном сердце. Некоторые духовные Учители говорят, что духовное сердце находится в центре груди, другие говорят, что оно чуть правее, третьи — левее. Есть даже один духовный Учитель, который считает, что сердце находится в точке между бровями и чуть выше, в том месте, которое мы называем третьим глазом. Почему этот духовный Учитель так считает? Потому что просветленный третий глаз — свет, и просветленное сердце — тоже сам свет. И все же, согласно моему осознанию, духовное сердце расположено в центре груди, в центре нашего существа. Сердце подобно главнокомандующему, а душа — царю. Когда душа появляется на свет, первая ее забота — просветлить сердце. Когда душа покидает тело, главнокомандующий автоматически теряет всю свою власть. Сердце хочет оставаться со своим царем. Оно не хочет идти к другому царю или другой армии. Во внешнем мире наши друзья могут обманывать нас, но, что касается души и сердца, их близость самая сокровенная. Физическое порой не слушает душу. Ум и витал могут игнорировать ее. Но сердце всегда остается верным душе. Сердце также знает как отождествляться с сердцами других. Матери незачем демонстрировать свою любовь к ребенку, повторяя «я люблю тебя, я люблю тебя», потому что отождествление матери с ребенком дает ему почувствовать, что он любим. Настоящему сердцу незачем убеждать, у него есть сила единства.

Вопрос: У меня часто множество важных вопросов, но я не могу их сформулировать. Как можно стать внутренне достаточно осведомленным, чтобы осознавать свои вопросы?

Шри Чинмой: Нам необходимо знать источник вопросов. Если источником вопросов является интеллектуальный, изощренный, физический ум, тогда такие вопросы не имеют особого значения. Даже если на них получены очень адекватные ответы, они будут бесполезны для внутренней жизни. Что же касается сердца, то от него может прийти лишь один вопрос — вопрос из самых сокровенных глубин сердца, — и он таков: «Кто я?». Это — единственный вопрос, поистине стоящий, чтобы задать его, и стоящий, чтобы получить на него ответ. На этот вопрос нужно отвечать каждый день, каждое мгновенье своей жизни. Если у вас миллионы вопросов о Боге и о себе самих, вы сможете получить на них самые точные ответы, получив должный ответ на этот единственный вопрос: «Кто я?». Все остальные вопросы вращаются вокруг него. И если вы знаете ответ на этот вопрос, проблемы вашей жизни решены. Вы вступаете в освобождение, спасение, Самоосознание. Вы становитесь всецело и сознательно едиными с Богом Всемогущим, Богом Всезнающим и Богом, Совершенным во всем. Не утруждайте себя поисками вопросов в глубине самих себя. Большинство вопросов подобно муравьям и букашкам. Они никак не помогают нам приблизиться к Цели. Напротив, они стоят у нас на пути. Число просветляющих вопросов, вопросов, которые приходят из самых глубин сердца и касаются нашего внутреннего прогресса и внутренних достижений, нашего самоосознания и Богоосознания, совсем немного. Помимо вопроса «Кто я?», вы можете захотеть получить ответ на вопрос «Для чего я здесь?». У вас также могут возникнуть различные конкретные вопросы о личном духовном прогрессе, которые непременно будут приходить к вам спонтанно. Но единственным действительно важным вопросом является «Кто я?». Человек может быть счастливым и уверенным, лишь когда сердце чувствует быстрее, чем думает ум. Человеческая природа изменится только тогда, когда наше сердце станет нуждаться в Боге, а не когда в Боге нуждается ум или Бога требует витал.

Теперь я буду звать себя

Теперь я буду звать себя,
Теперь я буду звать.
В лесу своего сердца, созерцая себя,
Я буду любить себя, любить себя.
Я буду собственным гостем,
Своим бесценным сокровищем.
Путешествие всевышнего Света начнется
В сердце свободы.

О устремленный! Зов твоего сердца — настоящее сокровище. Не позволяй темному, непросветленному и разрушительному виталу относиться к нему пренебрежительно. Твой зов сердца парит, словно орел, взмывая к высшей цели твоей чистейшей души.