Шри Чинмой

ЗА ПРЕДЕЛЫ ВНУТРЬ: ФИЛОСОФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Человеческая психика

Витал

Мой витал

О мой витал, мой первый выбор падает на тебя. Без твоего динамичного огромного внутреннего побуждения ничто не может воплотиться, ничто не может быть раскрыто здесь, на земле.

О мой витал, когда ты крепко засыпаешь, неугасающее разочарование моего ума обнимает мою внешнюю жизнь, беспомощная капитуляция моего тела перед принцем тьмы отравляет мое внутреннее существо.

Самое живое воображение человека не способно измерить тебя, твою глубину. Всеобъемлющая, ярчайшая мудрость человека не в силах ограничить тебя, твою широту.

У тебя несгибаемое мужество, струящееся из фонтана безграничных эмоций. Не убивай своих эмоций. Никогда! Убита эмоция внутри — голодает исполненность вовне. Эмоция божественно напитана внутри — Бог вечный Восторг раскрыт вовне.

О мой витал, тебе неведомо «завтра». Ты хочешь родиться, вырасти и исполнить себя в безотлагательности сегодняшнего дня. С бесконечным Благословением Всевышнего, ты идешь путем расцвета Бесконечности, сияния Вечности и блеска Бессмертия.

Твоя жизнь — жизнь свежей, вечно устремленной и вечно растущей зелени. Твое дыхание — дыхание голубизны, вечно свершающей и вечно преобразующей голубизны.

О мой витал, в тебе сияющая надежда человечества. С тобой вторящий эхом колокол Божественности.

Витал воплощает либо божественный динамизм, либо враждебную агрессию. Когда устремленный человек выводит на передний план свет души, враждебная агрессия сменяется божественным динамизмом, а божественный динамизм преобразуется во всеисполняющую высшую Реальность.

Их мнения различны

Ум говорит:
«Любовь — это секс».

Витал говорит:
«Секс — это любовь».

Сердце говорит:
«Любовь — это любовь».

Тело говорит:
«Такого понятия, как любовь, не существует».

Душа говорит:
«Нет ничего, кроме любви».

Вопрос: Как определить, витальна или чиста наша любовь?

Шри Чинмой: Вы легко можете сказать, витальна или чиста ваша любовь. Когда любовь витальна, присутствует сознательное требование или, по крайней мере, неосознанное ожидание от любви, которую вы предлагаете другим. Когда ваша любовь чиста или духовна, не существует никакого требования, никакого ожидания. Есть лишь сладчайшее чувство спонтанного единства с человеком или людьми, которые вас интересуют.

Вопрос: Как не допустить проявления нечистой витальной любви и заменить ее чистой любовью сердца? Как сознательно проявлять чистую любовь?

Шри Чинмой: Избегать проявления нечистой витальной любви не только возможно, но и абсолютно необходимо. В противном случае вам придется непрерывно бороться с гигантскими силами невежества. Любовь нужна не для того, чтобы связать этот мир или завладеть миром, а чтобы освободить и расширить собственное сознание и сознание этого мира. Нельзя пытаться подменить чистую любовь сердца нечистой любовью витала. Очищающую и преобразующую любовь сердца следует привнести в нечистый витал. Витал сам по себе вовсе не плох. Когда витал под контролем, очищен и преобразован, он становится важнейшим инструментом Бога.

Вы хотите знать, как можно сознательно проявлять чистую любовь к другим? Вы можете сознательно проявлять чистую любовь к другим разговаривая с ними или думая о них, если при этом чувствуете, что даете им часть дыхания своей жизни. И это дыхание жизни вы предлагаете именно потому, что чувствуете себя всецело и неделимо едиными со всем миром. Там, где единство, там только чистая любовь.

Превосхождение секса

Не пытайтесь подавить секс. Секс можно превзойти, и его необходимо превзойти своей внутренней мудростью, внутренним опытом и внутренним светом. Но секс не победить борясь и сражаясь с ним, подавляя его. Самый простой способ превзойти что-либо — не обращать на это внимания, чувствуя, что это не является необходимостью. Если вы считаете, что это необходимо, тогда оно приходит искушать вас, и вы чувствуете, что попались.

Если вы хотите победить свои желания, есть только один способ. Нужно позитивно уделять больше внимания свету. Но не любой ценой! Если вы пытаетесь подавить свои витальные порывы каким-либо репрессивным образом, вы никогда не сможете преодолеть эту физическую потребность. Нужно раскрыться свету и достичь или почувствовать этот свет внутри себя. Постоянно думая о своих желаниях, витале, сексуальной жизни, вы никогда не сможете преодолеть их. Это невозможно. Даже если вы хотите думать о них с намерением победить их, вы совершаете ошибку. Думайте о другом — о свете и радости, в которых вы нуждаетесь и которых на самом деле хотите. Вы можете получить внутреннюю радость и внутренний свет благодаря концентрации и медитации. Вы будете стараться привнести их в свое грубое физическое, и ваше физическое существо тоже ощутит божественную радость и божественный свет. И тогда жизнь разрушительного наслаждения покинет вас, а жизнь исполняющей радости обнимет вас.

Вопрос: Я где-то читал, что когда расходуешь сексуальную энергию, при этом растрачивается часть духовной энергии. Правда ли это? И если да, то что делать, если хочешь вести духовную жизнь?

Шри Чинмой: То, что вы прочли, — абсолютная правда. Животная жизнь человека и божественная жизнь не идут и не могут идти вместе. Для постижения высшей Истины искателю необходимо полное очищение и преобразование низшего витала. Если кто-то хочет обрести подлинную радость, постоянную радость, ему нужно превзойти потребность в сексе. Если искатель хочет наполниться безграничным Покоем, Светом и Блаженством, он, в конце концов, должен превзойти эту физическую потребность. Иначе трансцендентальные Покой, Свет и Блаженство так и останутся для него далекой перспективой.

Но Бога нельзя осознать внезапно. Это невозможно! Степень магистра или доктора получают не за день и даже не за год. Для этого может потребоваться двадцать лет. А Богоосознание — куда более сложный предмет. Для осознания Бога каждому требуется много инкарнаций устремления и духовной дисциплины. В каждой жизни вероятность Богоосознания зависит как от вашего нынешнего устремления, так и от вашей предшествующей духовной жизни.

Если вы скажете начинающему, что ему придется отказаться от низшей витальной жизни, сексуальной жизни, от всего сразу, он ответит: «Это невозможно! Как же я могу это сделать?» Если все это нужно сделать сразу, он никогда не начнет духовную жизнь. Но он может двигаться к своей Цели неторопливо и постепенно. Если он попытается бежать слишком быстро, не имея на это способности, он просто упадет. Он потеряет даже то ограниченное устремление, которое имеет.

Преобразование сексуальной жизни подобно отказу от дурной привычки, но для многих людей это очень трудно и занимает много времени. Предположим, кто-то выпивает. Если он пьет шесть или семь раз в неделю, пусть он вначале осознает сам факт, что это приносит вред его Богоосознанию. Затем пусть попробует пить меньше. Если он выпивал шесть раз в неделю, пусть уменьшит до пяти. Спустя какое-то время пусть делает это четыре раза. Потом, еще через время, — три раза в неделю. И так, постепенно, он избавится от пристрастия к алкоголю.

В обычной человеческой жизни у нас много слабостей. Если мы пытаемся побороть их все сразу, тело будет сопротивляться и «сломается». Наше тело восстанет, и мы будем разорваны на части. Необходимо обладать настоящей внутренней волей, волей души, чтобы побеждать свои желания последовательно и неуклонно. Нам нужно уменьшать потребность в сексе постепенно, силой устремления. Между устремлением и грубым желанием физического будет своего рода перетягивание каната, и наша природа постепенно будет очищена.

Мы должны бежать в сторону Света силой внутренней потребности. Тогда мы увидим, что между удовольствием и радостью существует огромное различие. За наслаждением всегда следует разочарование, а за разочарованием неизбежно следует разрушение. А за радостью следует еще большая радость, изобилие радости. И в радости мы обретаем подлинную исполненность.

Если кто-то начинает духовную жизнь и говорит: «Сегодня я преодолею все свои низшие наклонности», — он просто дурачит себя. Назавтра физический ум станет терзать его сомнениями. Нечистый и жестокий витал попытается наказать его во всем. Он разочаруется, и внутри этого разочарования угрожающие размеры примет его собственная гибель. Низший витал должен быть полностью преобразован прежде, чем придет Богоосознание, но я советую своим ученикам делать это постепенно и с искренней решимостью.

Вопрос: Как нам расширить свое сердце и иметь больше его божественных качеств в повседневных делах и взаимоотношениях с другими людьми?

Шри Чинмой: Духовной жизни не присуще безразличие. Однако следует уметь разбираться, когда имеешь дело с миром. Если вы будете отдавать свое сердце каждому, независимо от того, что это за человек, люди могут эксплуатировать вас. Если вор хочет купить инструменты и с их помощью совершить кражу, а кто-то со щедрым сердцем дает ему денег, не интересуясь, что он за человек и для чего ему нужны эти деньги, тогда кто будет отчасти ответственен за будущие кражи этого вора? Тот, кто дал ему деньги. Духовный человек может обладать поистине широким сердцем, но мудро пользоваться качествами сердца — более важно, чем взывать о расширении сердца.

Бог уже дал сердцу множество божественных качеств, но мы не пользуемся ими и тем самым замедляем свой духовный прогресс. Нужно сказать, что очень немногие знают, чем на самом деле является духовное сердце. То, что мы ошибочно считаем сердцем, в действительности является эмоциональным виталом. В данный момент мы хотим отдать кому-то все, что имеем, а в следующий момент уже хотим оставить все себе. Сейчас я безо всякого основания готов отдать вам все, а в следующий момент, опять безо всякого основания, готов лишить вас жизни. Такого рода чувство приходит вовсе не от сердца. Это игра нашего требовательного и непросветленного витала.

Если витал пытается играть роль сердца, он будет доминировать над другими или заставит их думать, что они очень нуждаются в нас, потому что у нас есть мудрость или свет, а у них — нет. Но само существование сердца основано на отождествлении. Отождествление — это свет. Духовное сердце может отождествлять себя только со светом и восторгом, ибо оно постоянно получает от души свет и восторг. Мы можем отождествиться с чьей-то печалью, но то, с чем мы на самом деле отождествляем себя, — это со светом внутри этой печали. Внутри печали, внутри страдания, внутри тьмы есть свет. В конечном счете сердце отождествляется с внутренним светом. Если мы каждый день взываем о собственном внутреннем свете, мы увидим, что сердце непременно станет расширяться. Но если мы хотим расширять сердце без света, мы будем просто расширять свое невежество. Сердце будет действительно расширяться, только когда мы станем взывать о Высшем.

Мы должны осознать, что витал, обманывающий и эксплуатирующий нас, должен быть отброшен. Очень часто силы нечистого витала из области ниже пупка входят в сердце и доставляют нам страдания. Если витал, вместе с сердцем, хочет вести себя божественно, его очищение абсолютно необходимо. В противном случае сердцу придется играть свою роль в одиночестве. Так что, пожалуйста, имея дело с человечеством, будьте осторожны: не предлагайте ему ложного света требовательного и собственнического витала. Под видом заботы мы очень часто предлагаем волнение, беспокойство, нечистоту и прочее.

Вывести на передний план такие хорошие качества сердца, как сочувствие и заботу, совсем не трудно. Эти хорошие качества мы можем вывести на передний план благодаря своему устремлению. Мы стремимся к Богу, Который, несомненно, обладает большей, чем мы, Заботой, Любовью и всеми другими качествами сердца. Наше искреннее устремление способно низвести эти качества от Бога.

Вопрос: Всякий раз, когда я вижу красивую женщину, в мой ум входят сексуальные мысли. Я стараюсь уничтожить их, но они настойчивы.

Шри Чинмой: Есть два способа решения этой проблемы. Как только вы видите красивую женщину, просто попытайтесь сконцентрироваться и силой своей воли поднять ее вверх, чтобы она парила там, как воздушный змей. Другой способ, самый простой, состоит в том, чтобы, увидев женщину, смотреть только на ее стопы. Индийские садху говорят: «Смотри только на стопы, не в глаза, не в лицо. Если хочешь немедленно избавиться от искушения, смотри только на ее стопы». Смотрите только на ее стопы, а затем всем своим сознанием старайтесь идти глубоко внутрь себя. На это требуется всего лишь секунда. Или поднимите эту женщину вверх, или смотрите на ее стопы. Тогда мысли низшего витала тотчас же окажутся под контролем. Так поступали многие, и весьма успешно. Великий индийский Аватар Шри Чайтанья говорил своим ученикам: «Даже если это ваша мать, не смотрите ей в глаза, смотрите только на ее стопы».

Но эти методы — только для начинающих. Придет день, когда вы уже сможете смотреть на женщин не отводя глаз, потому что силой своего внутреннего опыта, своего внутреннего осознания, выйдете за пределы чувства мужчины и женщины. Существует лишь одно универсальное Сознание: нет ни мужского, ни женского. Есть только одно Сознание, струящееся в двух различных формах. Это чувство приходит по мере нашего внутреннего развития. Это очень глубокое состояние. В данный момент мы, возможно, не чувствуем единства даже с собственными конечностями. Если я могу толкнуть ядро правой рукой дальше, чем левой, я придаю больше значения своей правой руке и игнорирую левую руку. Я видел многих атлетов, недовольных, что их левая рука не такая же сильная, как правая. Если мы не способны чувствовать единство даже с собственными руками, как можем мы быть едины с другим человеком? По мере устремления и внутреннего духовного развития все творение становится нашим. И тогда нет ничего сложного.

Вопрос: Какова цель союза между мужчиной и женщиной?

Шри Чинмой: Союзу между мужчиной и женщиной люди придают значение в большей или меньшей степени. Но в высшей, глубочайшей духовной жизни, когда на передний план выходит чувство единства со всем человечеством, этот обычный человеческий союз уже не имеет какого-либо смысла. Люди могут иметь физическую близость сотни раз, но подлинного союза, внутреннего союза не будет. Мы будем исполнены, только когда сумеем установить с человеком союз души. Только освободив себя из сетей невежества, осознав всю землю как близкую себе и ощутив все человечество как близкое себе, мы сможем обрести настоящее единство. Физическая близость — это ничто по сравнению со всепроникающим союзом духовного единства, который мы можем иметь.

Все это я говорю со строго духовной точки зрения. Прежде чем отвергнуть обычные человеческие отношения, нам необходимо достичь определенного уровня. В Индии ученики часто приходят к своим Учителям и говорят, что в человеческом союзе нет радости. Затем они погружаются в более глубокую духовную жизнь и обретают высшую радость и чистейший восторг от внутреннего союза со своим Возлюбленным Всевышним.

Восторг и удовольствие — две разные вещи. Если человека интересует внутренняя духовная жизнь, он обретает восторг. Если же его интересует обыкновенная человеческая жизнь, он получает удовольствие. За удовольствием неизбежно следует разочарование, потому что в удовольствии нет постоянной исполненности. Но восторг всеисполняющий сам по себе. Этот восторг мы обретаем только в духовном союзе с Божественным, со своим внутренним существом. Нам нужно знать, чего мы хотим. Если мы хотим удовольствия, тогда союза между мужчиной и женщиной на некоторое время будет достаточно. Но если мы хотим восторга, который является нектаром Бессмертия, бессмертным Блаженством, тогда мы должны идти дорогой духовности и заключить божественный союз между человеком и Всевышним.

Вопрос: Пожалуйста, расскажите о браке с точки зрения духовной жизни.

Шри Чинмой: Поскольку каждая душа — божественная частица Бога, брак может быть чем-то весьма духовным. Если у мужа и жены один Гуру и они безгранично верят своему Гуру, они могут вместе совершать очень быстрый прогресс. Поскольку они имеют веру в Гуру, он низводит Всевышнюю Силу, чтобы помогать им, направлять и формировать их, а также чтобы они помогали друг другу. Но во многих браках мы видим, что муж духовен, а жена недуховная, или наоборот. Когда такое случается, оба поглощены перетягиванием каната. Один не может удовлетворительно прогрессировать внутренне, другой не может удовлетворительно прогрессировать внешне.

В некоторых случаях брак не является необходимым. Тот, кто прошел через семейную жизнь и считает ее жизнью страдания и разочарования, не должен повторять той же ошибки. Но тот, кто молод и неопытен, кто хочет иметь мост между внутренним миром и внешним миром, не совершит ошибки, если вступит в брак с подходящим духовным партнером. Если этого потребует внутренняя необходимость, они в любой момент могут расторгнуть эту связь. Все зависит от того, хочет ли Бог, чтобы эти люди поженились, или хочет, чтобы они оставались неженатыми. Незамужние или неженатые не должны чувствовать превосходства над теми, кто вступил в брак. Бог может привести к Себе быстро, очень быстро как через супружескую жизнь, так и через холостую жизнь.

Вопрос: Что такое витальное требование?

Шри Чинмой: Обычно витальное требование — это какое-либо желание, исходящее из очень низкого плана сознания. Этот план непросветлен, нечист, пугающий и угрожающий. Он искушает нас вести очень небожественную и безнравственную жизнь. Для того, кто ведет такой образ жизни, час еще не пробил. Более того, витальное требование всегда разрушительно. Оно не несет в себе никакого света, и, к тому же, его не интересует свет.

Вопрос: Есть ли какое-то различие между эмоциями и виталом?

Шри Чинмой: Эмоции и витал — две разные вещи. Можно сказать, что витал — это дом, а эмоции — жильцы этого дома. Самые преобладающие эмоции — витальные эмоции. Но эмоции могут быть также в теле, в уме и в сердце. Эмоции в нечистом сердце ослепляют и привязывают нас к чему-то, а эмоции в чистом сердце просветляют нас и несут нам освобождение. Есть некоторые эмоции и в уме, но ум по своей природе сух и не обладает буйными или неконтролируемыми, детскими или ребяческими эмоциями витала. Когда мы говорим: «Он эмоциональный парень», — мы имеем в виду его недисциплинированные и непросветленные витальные эмоции. Обычно эти эмоции берут начало от двух центров, которые находятся ниже пупочного центра.

Если не совершать никаких усилий для преобразования витальной эмоциональной жизни в чистейшую духовную жизнь, тогда вся духовная деятельность будет неким самообманом, а самообман не может привести к Богоосознанию. Многие так называемые устремленные полагают, что могут обмануть своего духовного Учителя. Но Бог даровал настоящим духовным Учителям третий глаз, который полностью открыт, и они всегда знают о несовершенствах и недостатках устремленных.

Если вы можете преобразовать свои витальные эмоции в божественную радость — эта божественная эмоция прекрасна. Если вы используете эмоции ради наслаждения или потакания своим желаниям, вы разрушаете свою внутреннюю жизнь. Но если вы используете эмоции для внутренней решимости, самораскрепощения, тогда эмоции — могущественнейшая сила внутри вас. Пожалуйста, используйте ее как своего внутреннего помощника.

Вопрос: Как я могу выразить и проявить любовь в физическом мире?

Шри Чинмой: Если вы хотите выражать и проявлять божественную любовь в физическом мире, вам нужно пользоваться своей духовной силой воли. Эта сила воли не агрессивна, она — само отречение. Сознательным единством с Волей Всевышнего, вы сможете вывести свою духовную силу воли на передний план. Если это санкционировано Всевышним, у вас автоматически и спонтанно появится способ применения этой божественной силы воли для выражения любви к человечеству. Если вы действительно обладаете такой божественной силой воли, тогда даже в ваших неосознанных поступках будет сиять чистая любовь. Окружающие несомненно почувствуют эту божественную любовь и получат исключительную пользу от вашего божественного присутствия.

Вы также можете выражать и проявлять любовь в этом физическом мире просто через медитацию. Когда вы в глубочайшей медитации, постарайтесь почувствовать свою чистейшую любовь. Затем подумайте о человеке, которого любите. Концентрируясь на нем, вы можете дать ему свою чистую любовь. Вы можете проявлять любовь в физическом мире глядя на человека глазами своей души.

Приди же еще раз

Приди же еще раз и явись передо мной.
Вокруг меня только мрак и потоки слез.

Приди же еще раз и явись передо мной.
Мое сердце теперь — гирлянда отречения.

Приди же еще раз и явись передо мной.
Это дыхание моего беспокойного, необузданного,
несокрушимого, мрачного витала затихнет.

Приди же еще раз и явись передо мной.
Дай мне право поклоняться Тебе, одному Тебе.

Ты должен учить

Тело только одно,
Ты должен учить его.

Витал только один.
Ты должен направлять его.

Ум только один.
Ты должен совершенствовать его.

Сердце только одно.
Ты должен пользоваться им.

Душа только одна.
Ты должен дорожить ею.

Цель только одна.
Ты должен стать ею.